Базунов Олег Викторович |
|
1927-1992 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Олег Викторович БазуновБазунов Олег Викторович [5.6.1927, Ленинград — 12.10.1992, Петербург] — прозаик. Отец — помощник прокурора Октябрьской железной дороги; мать — в прошлом артистка балета Мариинского театра. Брат — писатель В.Конецкий (1929-2002). 3 года Базунов учился в Высшем военно-морском училище им. М.В.Фрунзе, на гидрографическом ф-те. Позднее закончил факультет теории и истории искусств института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1955). В 1944-1945 работал на заводах в Омске и в Ленинграде; в 1945-47 служил в армии, впоследствии работал на Куйбышевской ГЭС, в Русском музее. Первый рассказ — «Озимые» — напечатан в альманахе «Молодой Ленинград» (1958); там же в 1962 опубликована повесть «Холмы, освещенные солнцем», давшая название первой книге Б., которая вышла спустя 25 лет. В ранних рассказах Б. мир увиден внимательным и доброжелательным взглядом; иногда взгляд кажется слишком пристальным, изощренно наблюдательным: бросается в глаза чрезмерность детализации, перенасыщенность цвета, при том, что мир вокруг до предела обыден. Так, в рассказе «Рабочий день» все прописано густо и плотно: пейзаж, настроение, работа монтажников. Герой повести «Холмы, освещенные солнцем» — художник, место действия — археологические раскопки, и герою хочется видеть землю одновременно такой, какая она сегодня и какой была сотни, даже тысячи лет назад, когда на месте сожженных солнцем холмов плескалось море. Художнику надо, чтобы в пейзаже проступала история: «Когда изображаешь мир, нужно чувствовать, как он живет, как он движется в пространстве и во времени», а для этого необходимо быть предельно самоотверженным и честным. Искусство неотделимо от нравственности и не может создаваться на ложной, компромиссной или условной основе. Такова философия повести, где искусство мыслится как источник связующей духовной, космической мощи. Однако этот порыв к «вершинам человеческого духа» в ранней повести лишь декларируется. В произведениях Базунова 1970-х «Собаки, петухи, лошади» и «Зеркала» (их жанр не поддается определению) эта отвлеченная «духовность» преобразуется в формы более конкретные, личностные. Осенний быт загородного двора, с его мелкой домашней живностью, одухотворен сочувственным пониманием: мир природный сближается с миром душевным. В «Зеркалах» мимолетные впечатления и ассоциации, воспоминания, вызываемые подчас неожиданными зацепками памяти, складываются в целостную картину. Автор пытается воспроизвести мир души человеческой во множестве и разнообразии добрых связей с окружающим — с людьми и животными, с растениями, вещами, чем шире круг этих связей — тем богаче и глубже внутренний мир человека: личный, неповторимый «космос» его души. В книге «Тополь» (1984), жанр которой Базунов определяет как «Записки любителя городской природы», изображен микромир современного горожанина, городская природная среда, беззащитная перед злом и невежеством. Книгу наполняют доброта и преданная любовь к простой житейской реальности: к дому и тополю за окном, к городу, к родимому краю, лирическая экспрессия сплавлена с очерковостью. Живая речь обращена от сердца к сердцу, открыто и безгранично. Д.С.Лихачев в предисловии к книге «Окно» (1967), куда вошли «Собаки, петухи, лошади» и «Тополь», назвал прозу Базунов «целительной», зовущей к размышлению и спокойствию. Как прозаик, пишет он, Базунов «облечен ощущением языка, чувством слова»; «все, что он пишет, я ставлю в один ряд с произведениями таких писателей, как Распутин, Белов, Носов». Любовью к дому, к родному краю, ко всему живому и сущему пронизан и «Мореплаватель» — произведение, которое по жанру сродни «Тополю», но еще разветвленнее и сложнее. Писалось оно много лет, опубликовано в «Новом мире» (1987. № 6,7). Это ликующая песнь жизни, космос души человеческой — в бесконечном множестве жизненных связей, ассоциаций, воспоминаний, предметных и зримых подробностей, экологических наблюдений, проза трудная, к которой надо привыкнуть, чтобы стали доступны ее глубина и прозрачность. Г.А. Цурикова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 147-151. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Холмы, освещенные солнцем: повести и рассказы. Л., 1977; Тополь: Записки любителя городской природы. Л., 1984; Окно: повести. М., 1987; Мореплаватель. Л., 1990; Зеркала. М., 2001. Литература:Калянов В. Доверие к сложности // Новый мир. 1984. №3; Голявкин В. [о повести «Тополь»] // Звезда. 1986. №2; Тюльпинов Н. Ода тополю // Литературное обозрение. 1986. №3; Тюльпинов И. Пленительная власть слова, или Разговор о сложной прозе // Литературная газета. 1967. 16 сент.; Д.С.Лихачев. Преданность окружающему. О прозе Олега Базунова // Базунов О. Окно. М., 1987; Марченко Л., Сидоров Б. Дети солнца и дети подземелья: Диалог // Литературная газета. 1989. 20 дек., Конецкий В. Из семейной хроники // «Никто пути пройденного у нас не отберет». М., 1989. С. 104-128; Цурикова Г., Кузьмичев И. Контрасты осязаемого времени. Л., 1988. С. 170-175; Хмельницкая Т. В глубь характера. Л., 1988. С. 114-121.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |