Баттута Абу Абдаллах Мухаммед Ибн |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ИбнИбн Баттута (1304–1377), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325–1327 годы отправился из Марокко в хадж (паломничество), побывал в Египте, Аравии и Иране, Месопотамии и Сирии. На втором этапе (1328–1334) посетил Оман, ряд пунктов Аравийского полуострова, Малой Азии и Крым. По причерноморским степям вышел в низовья Волги, пересёк Прикаспийскую низменность, через Среднюю Азию и Афганистан достиг Дели и более семи лет провёл у султана города. В 1341 году отправлен им с миссией в Китай; у юго-западного берега полуова Индостан его судно потерпело крушение. Ибн Баттута спасся, оставшись без средств. После скитаний по Южной Индии в конце 1343 года перебрался на Мальдивские острова, служил у местного султана, женился на его вдове и разбогател. В 1345–1349 годы морем обошёл Бенгальский залив, посетил Суматру и ряд городов Южного Китая. Домой возвратился через Сирию, Аравию и Египет. Летом 1350 года путешествовал по Южной Испании; в 1351–1354 годы пересёк Западную и Центральную Сахару и в 1355 году завершил свою одиссею, пройдя за 25 лет по суше и морям от 120 до 140 тысяч км. Книга «Путешествия Ибн Баттуты», насыщенная огромным историческим, этнографическим и географическим материалом, является первоисточником по средневековой истории посещённых им стран, в том числе Юг России. Цитируется по изд.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Росмэн-Пресс, М., 2006. Баттута Абу Абдаллах Мухаммед Ибн (1304-?). Ибн Баттута родился 24.02.1304 года в г. Танжер. Сведений о его детских и юношеских годах нет. Приверженность к исламу, желание повидать мусульманские святыни в других странах определили мотивы его первого путешествия. 14 июня 1325 г. он пустился в путь с намерением совершить паломничество в Мекку. Через Алжир, Тунис, Ливию и Египет он прибыл в Каир. Осмотрев достопримечательности Каира и его окрестностей, Ибн Баттута отправился к побережью Красного моря, чтобы оттуда добраться до Аравии. Но переправиться через море оказалось невозможным из-за военных действий между египетскими войсками и восставшими бедуинскими племенами. Пришлось идти в Мекку через Палестину и Сирию. Это вынужденное изменение маршрута дало ему возможность осмотреть святые места и исторические памятники Сирии и Палестины. В сентябре 1326 г. караван достиг Мекки. "Мекка,- сообщает путешественник,- большой город прямоугольной формы, построенный на дне долины, которая окружена со всех сторон горами. Следовательно, каждый, кто достигает Мекки, видит город прежде, чем войдет в него". Ибн Баттута посетил и второй священный город ислама - Медину, где похоронен пророк Мухаммед. Считается, что "молитва, вознесенная к Аллаху в Медине, стоит тысяч молитв, произнесенных в другом городе". Из Медины Ибн Баттута отправился к берегам Тигра и Евфрата. Он посетил Багдад, Мосул, Басру, Абадан, Шираз, Исфахан, Мешхед, Нишапур, побывал во всех крупнейших гаванях Аравии, проделав путь, по которому в течение нескольких столетий плавали арабские торговые суда. Затем Ибн Баттута во 2-й раз отправился в Мекку. Из Мекки он добрался до порта Джидды. Сев на корабль, Ибн Баттута переправился через Красное море и прибыл в порт Суакин. Согласно легенде, царь Соломон построил здесь мощную крепость и заточил в ней непокорных джиннов. Отплыв из Суакина, Ибн Баттута высадился в Йемене, где видел древние города Забид, Таизу, Сану, достиг Адена, который средневековые путешественники называли "первым рынком Аравии". Отсюда он совершил плавание вдоль восточного берега Африки до Мозамбикского пролива. Дальнейший путь Ибн Баттуты проходил вдоль берегов Южного Ирана. Он посетил Бахрейн - остров, славившийся жемчугом. "Место ловли жемчуга, - пишет странник, - расположено между городами Сираф и Бахрейн в тихом заливе, подобном широкой реке. В апреле и мае прибывает сюда большое количество лодок с ловцами жемчуга и персидскими купцами. Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду. Ловцов различают по длительности пребывания под водой, некоторые из них в состоянии пробыть под водой (в течение дня) час, два и даже больше". Свое путешествие Ибн Баттута завершил, высадившись на Аравийском побережье Персидского залива. Он пересек пустыни Аравии, в 3-й раз побывал в Мекке и знакомым уже путем добрался до Каира. Целью его нового путешествия стала Золотая Орда. Ибн Баттута направился туда через Сирию, Иерусалим и Анатолию. Из Синопа, сев на корабль, он прибыл в Кафу (Феодосия). Осмотрев почти весь Крым, через причерноморские степи он направился в Астрахань, а оттуда по льду замерзшей Волги - в столицу Золотой Орды - Новый Сарай. Тогда это был один из красивейших городов Востока. Здесь находилась зимняя резиденция хана Узбека. В свите одной из жен хана Ибн Баттута посетил Константинополь. Эта поездка дала ему возможность не только побывать в столице Византии, но и побеседовать с императором Андроником III. Из Сарая Ибн Баттута совершил также путешествие в столицу Волжской Булгарии - Великий Булгар. Местные купцы вели с Прикамьем обширную торговлю мехами. "Мех горностая - самый красивый из всех, - замечает Ибн Баттута, - в Индии за одну шкурку платят тысячу динаров, что соответствует 250 марокканским динарам" (1 динар = 4, 25 г золота). Пробыв несколько дней в Булгарии, странник вернулся в Сарай, а оттуда через пустыни Туркестана направился в Хорасан и Бухару. Здесь его особенно поразил своими размерами мавзолей Сейф ад-Дина Бахарзи. Ибн-Баттута побывал в Самарканде, Балхе. Терпение и удача помогли ему добраться до Герата. Это был самый дальний пункт, достигнутый путешественником на западе. Отсюда он повернул к востоку и вскоре он достиг великой реки Инд. За ней лежала Индия. В сентябре 1333 г. путник прибыл в Дели. В те времена город был столицей обширного султаната, распространившего свою власть на значительную часть полуострова Индостан. Ибн Баттута приобрел большое влияние на султана Мухаммед-шаха и был назначен на пост кади (судьи). Вскоре, однако, султан заподозрил Ибн Баттуту в заговоре. Чтобы избежать гнева, Ибн Баттута вынужден был оставить свою должность и сделаться факиром. Но султан неожиданно назначил Ибн Баттуту посланником в Китай. В 1342 г. Ибн Баттута отправился во главе посольства в Китай, но по пути был ограблен и взят в плен повстанцами. Воспользовавшись первой же возможностью, он совершил побег. После 7 дней скитаний он встретил людей, которые доставили его в Дели. Султан отправил его с новой экспедицией, которая, благополучно миновала мятежные области и достигла Малабарского берега. В Каликуте Ибн Баттута снарядил флотилию для похода в Китай, но разыгравшаяся буря разбила все суда. По счастливой случайности, сам Ибн Баттута находился в ту ночь на берегу. Он больше уже не рискнул предстать пред властителем Дели, а отправился в Хинаур, поступил на службу к тамошнему правителю и принял участие в покорении Сингапура. Затем он вернулся в Каликут и оттуда отплыл на Мальдивские острова. Здесь он пробыл около 1,5 лет, а затем перебрался на Цейлон, где совершил восхождение на священную гору Серендиб (Адамов Пик), на вершине которой он смог увидеть "...след ноги нашего глубокочтимого отца Адама". Этот гигантский "след" издавна привлекал на Адамов Пик массу паломников различных вероисповеданий. С Цейлона Ибн Баттута снова возвратился на Малабарский берег и длительное время жил в Мадурае, а затем в Каулеме, откуда переправился в Бенгалию. После путешествия в горы Кхаси, расположенные у границы Тибета, Ибн Баттута сел на корабль, отплывавший на Суматру. Принятый с почетом местным королем, он воспользовался его помощью для поездки в Китай. В 1342 г. он прибыл в Китай. Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной страны, изучая жизнь и обычаи китайцев. Однако это путешествие не произвело на него такого впечатления, как странствия по Ирану или Индии. "Китай мне не понравился, хотя в нем и есть много прекрасного",- писал он. Вернувшись в Индию через Суматру, Ибн Баттута весной 1347 г. прибыл в аравийский порт Зафар. Дальнейший его путь пролегал через Иран, Месопотамию, Сирию и Египет в Мекку. Совершив 4-е паломничество, он в апреле 1349 г. отправился на родину. Дойдя до Туниса, он изменил маршрут, не удержавшись от соблазна побывать на острове Сардиния. В 1351 г. Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду, столицу арабских владений в Испании. А 18 февраля 1352 г. он отправился в свое последнее путешествие - к берегам Нигера. Пройдя через Сахару, он посетил Тимбукту. Ему принадлежит первое упоминание об этом городе, который тогда был торговым, ремесленным и культурным центром всего Западного Судана. Затем он оказался в Гао- "большом городе на Нигере, самом красивом из негритянских городов, очень богатом и в изобилии снабжаемом продовольствием". Прожив месяц в Гао, Ибн Баттута отправился с большим караваном в Токадду; оттуда он двинулся в обратный путь по труднодоступным районам Сахары. В начале 1354 г. путешественник вернулся в Фес. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место в списке средневековых путешественников. Им было пройдено около 130 тыс. км. Он посетил страны, расположенные на громадной территории, простирающейся от 40-го градуса с. ш. до 10-го градуса ю. ш. Во время странствий Ибн Баттута не вел систематических записей. На покое Ибн Баттута продиктовал книгу придворному литератору Ибн Джузайе, целиком полагаясь на свою память. Книга странствий Ибн Баттуты получила название "Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий", и впоследствии была переведена на ряд европейских языков. Далее читайте:Ибн-Баттута в бассейне Нигера (1352-1353 гг.) (Хеннинг Р. Неведомые земли. Том III. М., 1962)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |