Родственные проекты:
|
Александр Александрович Башмаков
Башмаков Александр Александрович (25.12.1858—19.07[01.08].1943),
действительный статский советник, правовед, этнограф, антрополог, издатель и
публицист, видный деятель Славянского движения, член Русского Собрания (PC).
Из потомственных дворян, ведущих свое происхождение от варяга Симона, по
прозвищу Железный Башмак, основавшего в 1027 Успенскую церковь в Киеве.
Потомок А.В. Суворова по материнской линии, сын видного славянского
деятеля, одесского губернатора А. Д. Башмакова.
Родился в Одессе. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского и
Новороссийского университетов (окончил в 1881 со степенью кандидата прав). В
1881—1882 служил в г. Филиппополе секретарем Законодательной комиссии
Управления Восточной Румелией, а также состоял директором областных
библиотек и местного музея. В 1882 вернулся в Россию и по 1885 занимался
адвокатурой в Одессе, состоял городским мировым судьей, председателем съезда
мировых судей г. Дубно и г. Либавы. В 1889 принимал активное участие в
проведении судебной реформы в Прибалтийском крае, занимаясь организацией
ипотечного дела и реформой крестьянских судов. В 1894 был переведен в
комиссию Н. И. Стояновского по составлению проекта Гражданского уложения. С
1898 сотрудник МИДа, исполнял юрисконсультские обязанности.
Активно участвовал в Славянском движении. Уже первая статья Башмакова,
напечатанная в 1880 на французском языке в «Journal о"Odessa», была
посвящена болгарским делам. В 1899 Башмаков совершил путешествие в
Македонию, с целью ее более глубокого изучения. В 1908 совершил рискованную
поездку в Черногорию, наименее доступные части нагорной Албании и др.
славянские области, с целью исследования вопроса о наилучшем, с точки зрения
славянских интересов, проекте постройки железной дороги из Сербии к
Адриатическому морю. Башмаков также являлся членом Совета С.-Петербургского
Славянского благотворительного общества и членом Славянского общества в
Софии (Болгария). Состоял членом-корреспондентом Болгарской национальной
академии. Свои взгляды по отношению к
славянам выразил в следующей формуле:
«Быть русским внутри, славянином вне России». Некоторые свои книги, в т.ч.
сборник стихов «Славянские струны» (1912) подписывал псевдонимом «Вещий
Олег».
В 1904—1905 редактировал официальный орган МВД «Journal de St.
Petersbourg», который выходил на французском языке. С 1 октября 1905 по май
1906 издавал иллюстрированную народную газету «Народный голос». Свою позицию
в отношении начавшейся революции выразил со страниц газеты следующими
словами: «Мудрое и сильное правительство должно выработать себе твердую
программу такого рода: народу дать и реформы, и попечение, и законы,
обеспечивающие его развитие и благосостояние, а для бунта существует
картечь, и тут влиять нечего». Свою политическую позицию сформулировал
однозначно: «Я неизлечимо заразился «черносотенством»», — писал он. При
помощи своего издания, накануне выборов в I Государственную Думу сформировал
национальную группу избирателей, исповедующих славянофильскую программу.
Группа эта получила наименование Русской партии народного центра и
идеологически занимала умеренно-правые позиции, располагаясь левее Союза
Русского Народа, но правее Союза 17 октября. Башмаков принимал участие в
работе 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8—12
февраля 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания) и 2-го Всероссийского
съезда Русских Людей в Москве 6—12 апреля 1906, на котором выступил с докладом
«Об изъянах русской государственной мысли». Не позже 1907 стал членом PC, в
1908 был в числе членов-учредителей Русского Окраинного Общества.
Политическая и публицистическая деятельность Башмакова привлекла внимание
П. А. Столыпина, предложившего ему должность главного редактора
«Правительственного вестника». Он был его редактором с 1906 и до убийства
Столыпина в 1911. Кроме того, Башмаков был включен Столыпиным в состав
Совета МВД.
В годы гражданской войны был помощником главноуполномоченного Красного
Креста при ген. А.И. Деникине. С 1919 эмигрант в Турции, Сербии, с 1924 —
во Франции. Несмотря на то, что покинул Россию в 60-летнем возрасте,
Башмаков еще в течение 25 лет усердно трудился на научном поприще. Он
состоял сотрудником Французской Академии изящной словесности, Школы
антропологии, Библиотеки Института палеонтологии. Специализировался в
вопросах доисторической миграции европейских народов, знал, по воспоминаниям
современников, дюжину древних и новых языков. Кроме того, Башмаков состоял
председателем Суворовского комитета во Франции. Он являлся участником Съезда
Хозяйственного восстановления России в г. Рейхенгалль (Бавария) 29 мая — 4
июня 1921, а также участником Зарубежного антисоветского съезда в Париже
(1926). В 1924 примкнул к легитимистскому движению, признавшему вел. кн.
Кирилла Владимировича «императором Кириллом I». Был представителем вел. кн.
Кирилла в Париже. Скончался немногим не дожив до 85-летнего юбилея,
похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
А. Иванов
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая
энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт
русской цивилизации, 2008.
БАШМАКОВ Александр Александрович (1858—1943), правовед, публицист и
этнограф. Родился в дворянской семье, корни которой восходили к одному из
потомков Симона Африкановича, родоначальника Вельяминовых, Даниилу
Васильевичу, получившему прозвище Башмак (XVI в).
Александр Александрович, будучи студентом, слыл "умеренным демократом", но с
заметным славянофильским налетом. В 1880, незадолго до окончания
университетского курса, он начал печататься. Свой первый опыт он опубликовал
в "Journal d' Odessa" на французском языке под названием "О болгарских
делах". Это сочинение в дальнейшем во многом определило его панславистское
мировоззрение. Окончив в 1881 кандидатом прав юридический факультет
Новороссийского университета, Башмаков проводит несколько месяцев в
Восточной Румелии, в должности секретаря законодательной комиссии
румелийского управления. Вернувшись в Россию, он несколько лет не состоял на
государственной службе, занимаясь подготовкой к открытию первой в Европе
Пастеровской бактериологической станции в Одессе.
Дальнейшая судьба Башмакова связана с начавшейся в 1889 судебной реформой в
Прибалтике, где господствовали тогда немецкие бароны. Башмаков стал мировым
судьей, разбиравшим гражданские и уголовные дела простого населения. Как
юрист он разрабатывал законодательство в редакционной комиссии, готовившей
новое общеимперское гражданское Уложение. Сознательно участвуя в
обрусительном движении, Башмаков отстаивал свое убеждение в том, что
"царская власть претендует создать лучшее уравновешение общественного
устройства на окраинах". В Прибалтике он стал приверженцем "монархического
национализма", который боролся с немецким засильем в русской политике и
пренебрежением национальными интересами внутри и вне империи.
"Государственный наш строй, — утверждал Башмаков, — сложен русскими, а
потому и должен черпать свою завтрашнюю силу из того же начала, оставаясь
русским и устраняя из своих недр те течения, которые способны его привести к
разложению народности, или денационализации". Россия должна принадлежать
русским, быть им родиной, а не мачехой. Господство русской нации должно
охраняться незыблемым законом, а окраинам должны быть даны возможности
экономического развития, но с обязательным условием лояльности к русской
государственной власти.
Особый "монархический национализм" Башмакова сводился к следующему
утверждению: "Рост России был и есть рост внутренний, а не рост
колониальный. Рост внутренний есть своеобразный процесс, духовная сторона
коего совершенно иная, ибо он сопровождается ростом национального
самосознания и единства... Поэтому не может быть у русских государственных
людей более возвышенной цели, как содействие такому окончательному порядку
вещей, когда житель Закавказья, Самарканда или берегов Амура будет считать
себя таким же русским, как житель Костромы, и его русский коренной житель
никогда не упрекнет тем, что в его жилах будет течь кровь нынешних армян,
сартов или гиляков".
Активно выступая в печати как публицист, а по службе как юрист, Башмаков
наметил и развил три направления своей деятельности, тесно связанных между
собою: национализм, панславизм и обычное право. Национализм Башмакова связан
с юридическими занятиями (им написаны более десятка юридических исследований
по гражданскому праву), с обычаем, ставимым им наряду с законом источником
права, с теорией родовых наследований, которые он развивал, связывая их с
традициями обычного права. Он понимал институт семьи как общий очаг и
власть, удерживающую членов семьи у этого очага, национальные традиции — как
заветы минувших поколений.
Следуя выработанной им самим национал-панславистской формуле: "быть русским
внутри, славянином вне России", могущей стать двигателем внутренней и
внешней политики, он поступил в 1898 на юрисконсульскую службу в
Министерство иностранных дел. В следующем году он предпринимает длинное и
опасное путешествие через весьма тогда недружественную Болгарию в турецкую
Македонию, готовую взорваться восстанием.
При этом Башмаков не призывал объединить славянские реки в едином русском
море. Он не желал завоевания даже Константинополя, как можно было
предположить, исходя из традиционного стереотипа восприятия панславистской
идеи, потому что не видел возможности ассимилировать население
Константинополя. Русификаторство он отстаивал как принцип внутренней
политики. "С тех пор, — писал он, — как выросли и созрели прочные
государственные идеалы России, основанные на началах национальной политики,
совершенно ясно, что мы не можем желать увеличения таких частей империи, в
которых преобладали бы элементы, не подчиняющиеся ассимиляции".
В 1904—05 Башмаков работал редактором "Journal de St.-Petersbourg" —
дипломатического издания, выходившего на французском языке, официального
органа Министерства внутренних дел. А с 1 окт. 1905, купив газету "Военное
время", он стал издавать собственную общественно-политическую газету
"Народный голос", которая просуществовала до мая 1906. В своей газете он
решительно заявил: "Мудрое и сильное правительство должно выработать себе
твердую программу такого рода: народу дать и реформы, и попечение, и законы,
обеспечивающие его развитие и благосостояние, а для бунта существует
картечь, и тут вилять нечего". Для реформирования необходимо было сначала
сохранить империю, подавив влияние революционных сил, а затем приступать к
обновлению государственного строя.
Политическая позиция Башмакова была им выражена недвусмысленно: "Я
неизлечимо заразился "черносотенством", — писал он. В н. 1906 он создает
Русскую партию народного центра. Партия была предшественницей Всероссийского
национального союза и стояла в русском политическом спектре левее Союза
Русского Народа и Русского Собрания, но правее октябристов. Это были правые
центристы или, как их еще называли, умеренно-правые. Сам Башмаков считал
своими союзниками все партии, находящиеся на правом фланге политического
спектра от его партии и считающие, что "национальная политика должна во
всякое время быть мерилом государственной деятельности внутри и вне
Империи".
Возглавляемая Башмаковым Русская партия народного центра активно участвовала
в I Всероссийском съезде Русского собрания 8—12 февр. 1906 в С.-Петербурге и
во Втором Всероссийском съезде русских людей 6—12 апр. 1906 в Москве.
Политическая и публицистическая деятельность Башмакова не прошла
незамеченной в правительственных кругах и с приходом в правительство П. А.
Столыпина ему было предложено место главного редактора газеты
"Правительственный вестник". Он был ее редактором с мая 1906 и до убийства
Столыпина в 1911. Их обоюдное желание поддержать и укрепить господство
русской народности в Российской Империи и одновременное неприятие революции
послужило почвой для сближения. Будучи известным публицистом, к тому же
занимающим особое положение — сначала чиновника Министерства иностранных
дел, а затем Министерства внутренних дел (в чине действительного статского
советника и члена Совета министра внутренних дел) — Башмаков выражал нечто
большее, нежели свое мнение, поэтому к нему многие прислушивались.
Основные положения русского государственного права к н. XX в. не были
разработаны отечественной юридической наукой. После же принятия Основных
законов 1906 и Манифеста 17 окт., вводящих в практику
полупарламентские-полумонархические учреждения, проявилась совершенная
неопределенность в важнейшем государственном вопросе о верховной власти. Это
противоречивое состояние требовало определения существа верховной власти,
стала ли власть в "думской монархии" народовластием или осталась по-прежнему
властью неограниченного в правах Государя. Эту проблему Башмаков рассмотрел
в своей работе "Народовластие и государева воля". Вначале она была прочитана
в виде лекции в Русском собрании 9 нояб. 1907, а в 1908 напечатана в органе
Столыпина газете "Россия".
Проповедуя народовластие, представители либерального лагеря никогда не
задумывались о неорганичности этого принципа для русской действительности, в
корне отличающейся от западноевропейских стран, где народовластие имело
глубокие традиции в государственном основании, а население исторически с
ними сжилось. Это невнимание Башмаков объяснял тем, что сама "возможность
осмысленного и критического восприятия этой чужеземной пищи устранялась тою
страшною силой гипноза, которая царила в смутные годы, когда мода требовала
повиновения духу времени и отказа от всякой попытки национальной критики".
Либеральными преобразователями предлагалось взять за основу практику
государств типа Швейцарии или Люксембурга. Башмаков же утверждал, что "карта
русской Империи не была бы похожа на нынешнюю, если бы принцип народовластия
положен был на весы в решительные моменты русской истории".
Башмаков посвятил несколько сочинений вопросу улучшения системы народного
представительства, сформулировав несколько принципиальных положений.
Он требовал выводить государственное выборное начало из местного
самоуправления, из городских дум, из уездных собраний и сословных
представительств. "Высшие государственные палаты, — писал он, — или съезды,
какого бы ни было наименования (Государственный Совет в его выборной части,
Земский Собор, Государственная Дума), должны быть составлены не иначе, как
делегатами от учреждений, а не от отдельных обывателей". При этом он считал
необходимым ввести ценз полезной деятельности (служба в армии, в
государственных и сословных учреждениях) и возрастной ценз, определяемый для
выборщиков в 30 лет, а для выбираемых в 40 лет, если его образование в
объеме начальной школы, в 35 лет, если он имеет среднее образование, и в 30
лет — для получивших высшее образование.
После революции 1917 Башмаков эмигрировал во Францию. Он был участником двух
крупнейших съездов эмиграции — Рейхенгалльского (1921) и Парижского (1926),
не переставая отстаивать идеи монархического национализма и панславизма. В
эмиграции он продолжал занятия этнографией.
Смолин М.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа - http://www.rusinst.ru
Далее читайте:
Черносотенцы в лицах (биографический указатель).
Правые организации в России. Начало XX века.
Вадим Кожинов
"Россия век XX" Кто такие
черносотенцы?
Россия в первые годы XX века
(хронологическая таблица).
Погромы еврейские,
организация которых приписывается черносотенцам.
СЛАВЯНСТВО (Специальный проект
ХРОНОСа в рамках программы "Форум славянских культур").
Сочинения:
Основные начала ипотечного права. Либава, 1891; Балтийский вопрос с точки
зрения практической внутренней политики. Ревель, 1893—1894; Институт родовых
имуществ перед судом русской юрисдикции. СПб., 1897; Болгария и Македония.
СПб., 1903; Законодательная техника и народное право. СПб., 1904; За смутные
годы. Публицистические статьи и речи. СПб., 1906; Органические недостатки
нашей выборной системы. СПб., 1907; Великое рушение. СПб., 1907;
Народовластие и государева воля. СПб., 1908; Балканские речи. СПб., 1909;
Очерки права родового, наследственного и обычного. СПб., 1911; Последний
витязь [П. А. Столыпин]. СПб., 1911; Триполитания Киренаика в отношении их
истории и этнографии. СПб., 1912; Сербская история до турецкого владычества.
СПб., 1913; Через Черногорию в страну диких гегов. СПб., 1913; Борьба с
немецким засильем в акционерном деле. СПб., 1915 и др.
Литература:
Аксенова Е. П. Славянофил А. А. Башмаков о кризисе славянской идеи //
Славяноведение. 2001. № 5; Смолин М.Б. Башмаков А. А. // Энциклопедия
Имперской традиции русской мысли. М., 2005; Граф Г. К. На службе
Императорскому Дому России. 1917-1941: Воспоминания. СПб, 2004; Незабытые
могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917—1977. Т. 1. М., 1999.
|