Башляр Гастон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Башляр Гастон

1884—1962

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гастон Башляр

Башлар, Башляp (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962, Париж), французский философ, основоположник неорационализма. Башлар стремился философски осмыслить современное ему естественнонаучное знание. Отвергая метафизическое противопоставление рационального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Башлар исходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистического материализма»), в результате которого происходит практическое, вещественное воплощение рационально-теоретических построений науки (концепция «технического материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Башлару,— один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно развивающегося организма. Согласно Башлару, первый этап развития знания — «донаучный» (господство чистого эмпиризма); второй — научный (возникновение рационального абстрактного мышления); третий — этап «нового научного духа», или неклассической науки, для которой характерны отказ от каких-либо окончательных истин («отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным опровержениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая способность к понятийному обобщению новых эмпирических данных, обнаружение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творческую способность человека коренится, согласно Башлару, в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и других мыслительных форм. Концепции Башлара присущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последовательного развития.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949; La formation de l'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.

Литература: Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль Μ. Α., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975.


Вернуться на главную страницу Башляра

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС