Барт Ролан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Барт Ролан

1915-1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ролан Барт

Барт (Bartes) Ролан (1915-1980) - французский литературовед, семиотик, философ. Учился в Сорбонне (1935-1948; степени лицензиата по классической филологии, грамматике, общей филологии). В 1948-1952 работает в учебных заведениях Франции, Румынии, Египта, сотрудничает в Парижской газете «Combat»: из статей для этого издания вырастет книга «Нулевая степень письма» (1953)- В 1952- 1959 сотрудник CNRS (Национального центра научных исследований), где начал заниматься социологией; пишет для «Les Lettres Nouvelles» серию эссе о мифах современной культуры, из которых составится сборник «Мифологии» (1957). Начиная с того же года Барт ведет семинары в Ecole pratique des hautes etudes, которые лягут в основу книг «Элементы семиологии» (1965) и «Система моды» (1967) - вершин структуралистского периода его творчества. Миф для Барта - идеологическое орудие, реализующее в дискурсе верования (составляющие систему буржуазной доксы); это знак, чье означаемое - некая идеологема, а означающим может быть что угодно: любую вещь на свете можно перевести из ее замкнутого, безгласного существования в устное состояние, открытое для присвоения обществом. На самом деле идеологические мифы - это знаки второго порядка, в которых удваивается семиологическая цепочка «означающее/ означаемое = знак»: знак первичной (денотативной, «естественной») цепочки делается означающим вторичной (коннотативной, «искусственной»); миф - совокупность коннотативных означающих. Популяризованная Бартом концепция денотации/коннотации почерпнута у датских лингвистов В. Брендаля и Л. Ельмслева. В «Мифологиях» Б. еще смешивает коннотацию с «метаязыком», миф как коммуникативную систему (язык, код) с мифом как словом (высказыванием, речью, дискурсом). Позже (в начале 1960-х годов) он скорректирует свою позицию, но вскоре найдет жесткие структуралистские рамки слишком тесными для эффективной борьбы с доксой.

К концу 1960-х годов Барт отходит от структурализма: наряду с Ж. Деррида его считают зачинателем Пост-структурализма. Важная веха этого переходного периода - книга «Империя знаков» (1970), написанная в Японии, куда Барт ездил в 1966 и где обнаружил культуру «естественных» знаков, контрастирующую с западной, которая в своей нацеленности на «трансцендентальное означаемое» создает все более сложные и искусственные значения поверх естественного. По следам японской поездки написана и небольшая работа, принесшая Б. славу, - «Смерть автора» (1968). Здесь Барт выступает против одного из ключевых мифов западной культуры - автора, чьей смертью оплачивается «рождение читателя». С точки зрения лингвистики автор есть всего лишь тот, кто пишет, так же как «я» всего лишь тот, кто говорит <я>», письмо же - это область неопределенности, неоднородности и уклончивости, где теряются следы нашей субъективности, черно-белый лабиринт, где исчезает всякая самотождественность, и в первую очередь телесная тождественность пишущего, текст - не линейная цепочка слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл («сообщение» Автора-Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников; место автора,

который предшествует своему произведению, «вынашивает» его как дитя, - занимает «скриптор», у которого нет никакого бытия до и вне письма: письмо по сути перформативно, всякий текст вечно пишется здесь и сейчас, с каждым новым прочтением письмо постоянно порождает смысл, но он тут же и улетучивается, происходит систематическое высвобождение смысла. Тем самым письмо открывает свободу контртеологической, революционной по сути своей деятельности, т.к. не останавливать течение смысла - значит, в конечном счете, отвергнуть самого Бога и все его ипостаси - рациональный порядок, науку, закон. Отсюда, в частности, вытекает необходимость «текстового анализа» (в противоположность структурному), пример которого Барт приводит в эссе «S/Z» (1970). Здесь выделяются пять ключевых кодов: герменевтический, семический, проэрегический, символический и культурный. Символический код - один из основных входов в символическое - «область Антитезы»; однако символическое способно не только соединять противоположности, но и разрушать все границы между ними, приводя к краху всякой классификации в форме вырвавшейся на свободу метонимии, которая уничтожает любую возможность узаконенных субституций - возможность, порождающую смысл как таковой: это путь от антитезы, структуры, репрезентации и т.д. к тому, что Барт (вслед за Ж. Батаем) называет «средним» или «нейтральным» (ne-uter), к многозначной анархической стихии «текста-письма» (отличного от «текста-чтения»).

Характерное для постструктурализма в целом движение от антитезы к нейтральности (от отрицания и диалектики к утверждению и вечному возвращению и т.д.) хорошо заметно в ключевых работах Барта «Разделение языков» и «Война языков» (1973). В поисках «нейтральной» альтернативы тмарксизму (а также Психоанализу и структурализму) Барт разграничивает два вида дискурса, две группы социолектов: внутривластные (осененные властью) и вневластные (либо безвластные, либо осиянные своей невластностью). Первые он называет энкратическими, а вторые - акратическими. Согласно Б., энкратический язык нечеток, расплывчат, выглядит как «природный» и потому трудноуловим; это язык массовой культуры (большой прессы, радио, телевидения), а в некотором смысле также и язык быта, расхожих мнений (доксы). Акратический язык резко обособлен, отделен от доксы (т.е. парадоксален); присущая ему энергия разрыва порождена его систематичностью, он зиждется на мысли, а не на идеологии. Примеры акратических дискурсов (Дискурс) - марксизм, психоанализ, структурализм. Но и внутри акратической сферы происходят новые разделы, возникают свои языковые размежевания и конфликты - критический дискурс дробится на диалекты, кружки, системы. Такие дискурсивные системы Барт называет ницшевским термином «фикции». В книге «Удовольствие (от) текста» (1973) представлена одна из таких «фикций» - «гедонистическая», другая - «любовный дискурс» - во «Фрагментах любовного дискурса» (1977).

Приглашенный возглавить кафедру литературной семиологии в Коллеж де Франс (1977), в своей актовой лекции при вступлении в должность Барт заявляет о фашистской сущности не просто идеологии, но языка как такового, и намечает альтернативы «языковому рабству». Согласно Барту, в языке рабство и власть переплетены неразрывно, при этом за пределы языка нет выхода: это замкнутое пространство, и нам, людям, не остается ничего, кроме как плутовать с языком, дурачить язык. Этот спасительный обман позволяет расслышать звучание безвластного языка, во всем великолепии воплощающего идею перманентной революции слова. Барт называет эту возможность литературой, понимая ее как «ткань означающих», текст, письмо.

В том же году (1977) умирает мать Барта Анриетта Барт: откликом на смерть самого близкого человека стала его последняя прижизненная публикация «Camera lucida» (1980). Уже в заглавии (не «темная камера» фотоаппарата, а «светлая» - по названию иного аппарата, типа проектора) подается знак, что это не просто «книга о фотографии» (даже понятой как «случайность, сингулярность, приключение»), что речь идет не просто об «остроте восприятия», а конкретно о восприятии «утраченного объекта»: о переплетении аффекта и желания, которое 3. Фрейд называл «трудом траура».

25 февраля 1977 Барт попал под машину и через месяц скончался в больнице. Посмертные издания Барта составляют уже солидный список, возглавляемый трехтомным «Полным собранием сочинений» (I993-I995). В 2002 опубликованы два тома «Лекций и семинаров в Коллеж де Франс» (1976/7 и 1977/8).

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 214-216.

Сочинения: Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; Мифологии. М., 1996; Camera lucida. М., 1997; Фрагменты речи влюбленного. М., 1999; S/Z. М., 2001; Ролан Барт о Ролане Барте. М., 2002; Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003; Империя знаков. М., 2004; Сад, Фурье, Лойола. М., 2006; CEuvres completes. Т. I—III. Р., 1993-1995; Ecrits sur le theatre. P., 2002; Comment vivre ensemble: cours et seminaires au College de France 1976-1977. P., 2002; Le neutre: cours et seminaires au College de France 1977-1978. P., 2002.


Вернуться на главную страницу Ролана Барта

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС