Родственные проекты:
|
Бартини Роберто Людовигович
Бартини, Роберт Людвигович (Роберто Орос ди Бартини, ит. Oros di Bartini)
(14.05.1897, Фиуме — 06.12.1974, Москва) — советский авиаконструктор.
Итальянский аристократ, родился в Австро-Венгрии, участник Первой мировой
войны, попал в русский плен. В 1921 году вступил в Итальянскую
коммунистическую партию, после прихода к власти фашистов нелегально
эмигрировал в СССР. В 1937 году был репрессирован, работал в так называемых
«шарашках», освобожден во второй половине 1940-х годов. Автор 60 законченных
проектов самолетов. Основные работы — в области создания гидросамолетов,
летательных аппаратов на основе использования новых принципов, в частности
«экранного эффекта».
Г. Е. Гиголаев.
Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 351-352.
Литература:
Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. Брянск,
1974; Чутко И. Красные самолеты. М., 1978; Чутко И. Красные самолеты // Мост
через время: сб. М., 1989.
Сотрудничал с советской военной разведкой
Бартини Роберто Людвигович (настоящее имя: Роберто Орос ди Бартини).
14.05.1897, г. Фиуме, Австро-Венгрия, ныне Риека, Хорватия (по другим данным
место его рождения г. Канижа, Венгрия) — 06.12.1974, г. Москва.
Итальянец (по другим данным — венгр). Из дворян. Член Итальянской компартии
(1921-1927), ВКП(б) с апреля 1927. Окончил офицерскую (1916) и Римскую летную
(1921) школы, Миланский политехнический институт (1922).
Участник Первой мировой войны на Восточном фронте, в августе 1916 попал в
русский плен. Вернулся на родину в 1920.
Находился на партийной работе (1921-1923), сотрудничал с советской военной
разведкой. В своем отчете для ЦК ВКП(б) бывший разведчик Н. Н. Зедделер писал
(1935): «С приездом в Рим Полпредства [РСФСР] меня привлекли к военной работе и
работе среди белогвардейцев. Ссылаюсь на т. Страуяна (первый секретарь
посольства в то время), на сотрудника Сильва [Арнальдо] и т. Бартини (теперь
инженер-конструктор гражданской авиации). В конце 1922 года, в силу неизбежного
ареста, по требованию т. Страуяна покинул Италию и приехал в СССР ». Возможно,
Бартини уехал в Советский Союз по той же причине.
Инженер-авиаконструктор в СССР (1923-1974), автор более 60 законченных
проектов самолетов. Сначала работал на Научно-опытном аэродроме в Подмосковье,
затем в ОКБ НИИ гражданского воздушного флота (1923-1937). В 1937 арестован по
обвинению в шпионаже в пользу Италии и в связях с «врагом народа»
Тухачевским.
Приговорен к 10 годам ИТЛ и пяти — «поражения в правах». В годы заключения
работал в ЦКБ-29 НКВД СССР в Москве, а затем в Омске, Таганроге (1937-1948).
После освобождения работал в Москве, Новосибирске, подмосковных Люберцах и снова
в Таганроге (1948-1974). Реабилитирован в 1956.
Награжден орденом Ленина (1967).
Похоронен на Введенском кладбище Москвы.
Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки.
1918-1945 гг. М., 2012, с. 87.
Советский авиаконструктор
Бартини Роберто Людовигович (Роберто Орос ди Бартини) (14.05.1897 -
6.12.1974) – советский авиаконструктор, ученый.
Родился в Фиуме (Риека, Югославия). Участник Первой мировой войны, в 1916
году окончил офицерскую школу. На фронте был взят в плен казаками генерала
А.А.Брусилова. В 1920 году возвратился в Италию, в 1921 году окончил летную
школу в Риме, в 1922 году - Миланский политехнический институт. В 1921 году
стал членом Итальянской коммунистической партии (ИКП). После установления в
Италии фашистского режима решением ЦК ИКП нелегально отправлен в СССР как
авиационный инженер.
В сентябре 1923 Бартини зачислили на работу на Научно-опытный (ныне
Чкаловский) аэродром на Ходынке лаборантом-фотограммистом, потом он стал
экспертом технического бюро. Оценив подготовку итальянского авиаинженера,
начальство перевело его в Управление ВВС Черного моря. Здесь, в Севастополе,
начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он быстро дослужился до
старшего инспектора по эксплуатации материальной части (1927 г.), то есть
всех боевых самолетов, а на его петлицах появились ромбы комбрига (по
современному генерал-майора).
За успешную подготовку морской части трансконтинентального перелета самолета
АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 г. из Москвы в Нью-Йорк Бартини был награжден
грамотой Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР.
Вскоре Бартини вернули в Москву и назначили членом Научно-технического
комитета ВВС. В нем он подготовил свои первые проекты гидросамолетов, в
частности, тяжелой летающей лодки - 40-тонного морского бомбардировщика
МТБ-2. Специалисты сразу отметили оригинальность предложенного им
технического решения - разместить четыре мотора попарно в крыльях, вынеся
пропеллеры вперед на удлиненных валах, что позволило бы улучшить
аэродинамику машины. После этого Бартини вновь перевели, теперь в Авиатрест,
а затем в Опытный отдел-3 (ОПО-3) - ведущую организацию, занимавшуюся
морским самолетостроением. Ее возглавлял выдающийся авиаконструктор
Д.П.Григорович, а в самом Отделе трудились молодые инженеры С.П.Королев,
С.А.Лавочкин, И.П.Остославский, И.А.Берлин, И.В.Четвериков. На новом месте
Бартини продолжил заниматься гидропланами разного назначения, однако вскоре
ему стало тесновато в пределах одной тематики и он переключился на
проработку экспериментального истребителя ЭИ.
И тут ему внезапно поручили возглавить ОПО-3 вместо арестованного в 1928 г.
по пресловутому «делу Промпартии» Григоровича. Под его руководством было
создано несколько проектов гидросамолетов, материалы которых были
использованы при создании самолетов МБР-2, МДР-3, МК-1.
В марте 1930 его группа вошла в состав ЦКБ-39. За докладную записку,
направленную Бартини в ЦК ВКП(б), в которой он объяснял бессмысленность
"коллективизации" в конструировании самолетов, группу Бартини распустили, а
самого уволили.
В том же году начальник Главного управления Гражданского воздушного флота (ГВФ)
А.3.Гольцман по рекомендации М.Н.Тухачевского и Я.Алксниса предоставил
Роберту Людвиговичу конструкторский отдел в подведомственном самолетном НИИ
ГВФ. Позднее Бартини - главный конструктор этого небольшого КБ,
образованного на заводе опытных конструкций ГВФ (№22). Одновременно
Р.Л.Бартини был и начальником НОА - научно-опытного аэродрома.
Хотя боевые машины не входили в компетенцию НИИ, Гольцман разрешил постройку
ЭИ под фирменным названием «Сталь-6». В 1933 году на «Сталь-6» был
установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На базе рекордной машины был
спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект закрыли в конце 1934 как не
соответствующий тематике гражданского института.
В конце 1935 был построен дальний арктический разведчик ДАР, который мог
садиться на лед и воду. Несмотря на заказ Полярной авиации, в серию ДАР не
пошел. Главным образом, из-за отсутствия у промышленности нужных оснастки и
оборудования.
Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом
«обратная чайка». В 1936 году он экспонировался на Международной выставке в
Париже, а в августе 1939 на нем был установлен международный рекорд скорости
на дистанции 5000 км - 405 км/ч.
В 1937 году Роберт Людвигович был арестован. Ему было предъявлено обвинение
в связях с "врагом народа" Тухачевским, а также в шпионаже в пользу
Муссолини (от которого он когда-то бежал !). Его приговорили к 10 годам
лагерей и пяти - "поражения в правах". До 1947 он работал в заключении,
сначала в ЦКБ-29 НКВД, где в СТО-103 принял участие в проектировании Ту-2.
Вскоре Бартини по его просьбе переводят в бюро «101» Д.Л.Томашевича, где
проектировали истребитель. Это сыграло злую шутку - в 1941 г. трудившихся с
Туполевым освободили, а сотрудники «101» вышли на свободу только после
войны.
В Омске, куда было эвакуировано ЦКБ-29, Р.Л.Бартини выполняет задание
Л.П.Берия на разработку реактивных перехватчиков. Им было разработано два
проекта. «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с
крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью
передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и
комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой (1941 г.). Р-114 -
зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко по 300 кгс тяги,
со стреловидным крылом (33° по передней кромке), имеющим управление
пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114
должен был развивать невиданную для 1942 скорость М=2! Но построить такие
самолеты не удалось. Осенью 1943 г. группа, руководимая Р.Л.Бартини, была
реорганизована и передана в другие подразделения.
В 1944-1946 Р.Л.Бартини выполняет рабочее проектирование и строительство
транспортных самолетов. Т-107 (1945) с двумя двигателями АШ-82 -
пассажирский самолет - среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем
и трехкилевым оперением. Не строился, поскольку уже был принят Ил-12. Т-108
(1945) - легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л.с.,
двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не
строился.
Т-117-магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по
2300/2600 л.с. Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и
грузовики. Были также пассажирский и санитарный варианты с герметическим
фюзеляжем. Проект самолета был готов уже осенью 1944, а весной 1946
представлен в МАП. После положительных заключений ВВС и ГВФ, после
ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М.В. Хруничева, Г.Ф.
Байдукова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука и др.) был утвержден, и в июле 1946
была начата постройка самолета на заводе им.Димитрова в Таганроге, где вновь
было организовано ОКБ-86 Бартини. В июне 1948 г. постройка почти готового
(на 80 %) самолета была прекращена, поскольку Сталин посчитал использование
двигателей АШ-73, необходимых для стратегического Ту-4, непозволительной
роскошью и уже имелся самолет Ил-12.
Т-200 - специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет,
высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым
профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми
балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных
грузов. Силовая установка - комбинированная: два поршневых звездообразных
четырехрядных двигателя АШ по 2800 л.с. (будущих) и два турбореактивных
РД-45 по 2270 кгс тяги. Предусматривалось управление пограничным слоем
крыла, хорда которого - 5,5 м (вариант Т-210). Проект разрабатывался в 1947
г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако
он не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки были
использованы при создании транспортных самолетов Антонова.
После освобождения, с 1948 по 1952 год Бартини - главный конструктор по
гидроавиации в ОКБ МС главного конструктора Г.М.Бериева. Разрабатывал
проекты транспортных и боевых самолетов, которые по ряду причин не были
реализованы. В 1950 году по заданию ДОСААФ под руководством Р.Л.Бартини
разрабатывался проект рекордного самолета для беспосадочного полета
Москва-Северный полюс-Южный полюс-Москва протяженностью 40 тысяч километров.
В 1952 г. Бартини был откомандирован в Новосибирск и назначен начальником
отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института
авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА). Здесь производились исследования по
профилям, по управлению пограничным слоем на дозвуковых и сверхзвуковых
скоростях, по теории пограничного слоя, по регенерации пограничного слоя
силовой установкой самолета, сверхзвукового крыла с самосбалансированием его
при переходе на сверхзвук. У крыла этого типа балансировка достигалась без
потерь в аэродинамическом качестве. Будучи великолепным математиком, Бартини
буквально вычислил такое крыло без особенно дорогих продувок и существенных
затрат. На основании этих исследований он создает проект самолета Т-203.
Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой
летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, т.к.
заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в
С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально. Было продуто
свыше 40 моделей, написано до 40 томов отчетов.
В 1956 Бартини был реабилитирован, а в в апреле 1957 г. откомандирован из
СибНИА в ОКБС МАП в Люберцах (Подмосковье) для продолжения работы над
проектом А-57. Здесь группой конструкторов в КБ на базе авиазавода №938 (УВЗ)
под руководством Бартини до 1961 было разработано 5 проектов самолетов
полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ»,
«Е» и «А»). «Стратегические треуголки» помимо прекрасных летных
характеристик, должны были оснащаться БРЭО, бывшим по тем временам верхом
совершенства. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители
ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А.Н.Туполева) и ОКБ-23 (В.М.Мясищева), дала
положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о
постройке самолета так и не было принято. В 1961 г. конструктором был
представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой
установкой Р-57-АЛ - развития А-57.
В последующие годы Р.Л.Бартини вел разработку проекта сверхзвукового
пассажирского самолета среднего веса на 70 мест и рассматривал вопрос
организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом.
С 1963 по 1974 год Бартини - главный конструктор Таганрогского
машиностроительного завода. ОКБ-86 было вновь создано на заводе им.
Димитрова в 1963 году и работало до 1968 года, когда было расформировано в
связи с отсутствием в нем морских разработок. Сотрудники ОКБ вместе с
работой передаются в ОКБ гидроавиации (ныне - ТАНТК им. Г.М.Бериева),
которое возглавляет А.Константинов.
В этот период у Бартини рождается еще одна выдающаяся идея: создание
крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил
бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли,
включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Введутся работы по
использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных
характеристик самолетов. Разрабатываются проекты СВВП-2500 с взлетной массой
2500 т и СВВП корабельного базирования Кор.СВВП-70.
Реализацией идей Р.Л.Бартини стал проект противолодочного СВВП-амфибии
ВВА-14 («Вертикально взлетающая амфибия»), разработка которого началась по
постановлению правительства в ноябре 1965 г. на Ухтомском вертолетном заводе
(УВЗ), а затем была продолжена в ОКБ Г.М.Бериева в Таганроге, куда коллектив
Р.Л.Бартини из Подмосковья переезжает в 1968 г. Здесь в 1972 были построены
два противолодочных самолета ВВА-14 (М-62). В 1976 г. один из этих аппаратов
был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое
время после смерти Р.Л.Бартини в 1974 г. работы над этими летательными
аппаратами были прекращены ввиду загруженности ТАНТК им.Бериева, работавшего
над летающими лодками А-40 и А-42.
Всего же на счету Роберта Бартини более 60 законченных проектов самолетов.
Основные труды в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики и
динамики полета.
Награждён орденом Ленина (1967), Октябрьской Революции, медалями.
14 мая 1997, в день 100-летия со дня рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им.Бериева
появилась мемориальная доска Р.Л.Бартини.
Статья прислана читателем ХРОНОСа Сергеем Кочергиным
Далее читайте:
Карательные органы СССР
(справочная статья).
"Лица в штатском" (биографический справочник).
|