Баранская Наталья Владимировна |
|
1908-2004 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Наталья Владимировна Баранская
Баранская Наталья Владимировна (урожденная Радченко-Розанова) (1908-2004) — прозаик, литературовед, искусствовед. Родилась в 1908 году в Петербурге в семье врача. Окончила историко-филологический факультет МГУ и Высшие государственные литературные курсы (1930). Признанный знаток пушкинской эпохи. Работала в Государственном Литературном музее (1939–1940), была зам. директора по науке Государственного Музея А. С. Пушкина на Пречистенке (1958–1966). Под её научным руководством при создании Пушкинского музея, открытого в 1961 году, были разработаны новые принципы литературной зкспозиции: создание живого образа поэта на фоне его времени, найдены новые фор- мы организации и демонстрации материала. Дебютировала как литературовед книгой «Русская периодическая печать» (1959). Первые собственно литературные публикации — рассказ «У Никитских и на Плющихе» (1968) и повесть «Неделя как неделя» (1969) в «Новом мире». Автор книги: «А. С. Пушкин» (1971), «Отрицательная Жизель» (1977), «Женщина с зонтиком» (1981), «Портрет, подаренный другу» (1982), «День поминовения» (1989), «Странствия бездомных» (1999), «Цвет тёмного мёду. Платье для госпожи Пушкиной» (2004). Произведения в переводах на двенадцать языков широко известны во всём мире. Член Союза писателей с 1979 года. Умерла Н. В. Баранская в 2004 года в Москве. Использованы материалы журнала "Роман-газета" № 11, 2009 г. Страницы Пушкина. Баранская Наталья Владимировна [18(31).12.1908, Петербург - 29.10.2004, Москва] — прозаик, литературовед. Родилась в семье профессиональных революционеров. Мать, Л.Н.Радченко, была среди основателей Союза борьбы за освобождение рабочего класса, участвовала в организации социал-демократической газеты «Искра». Отец, В.Н.Розанов, — племянник В.В.Розанова, врач по образованию, один из организаторов транспортировки и распространения «Искры» в России. На II съезде РСДРП Л.Н.Радченко и В.Н.Розанов примкнули к меньшевикам. И до революции, и при советской власти родители Баранской не раз арестовывались, высылались из столичных городов. В 1925 Баранская окончила Первую опытную школу МОНО и поступила на Высшие государственные литературные курсы Моспрофобра. В преподавательском составе этих курсов удивительным образом сочетались старая профессура, отвергаемая за «реакционность», и молодые литературоведы, осуждаемые за «формализм», в преподавании сочетались творческое и искусствоведческое направления. В 1930 Баранская окончила эти курсы и одновременно историко-этнологический факультет МГУ. Жила с сосланной матерью в Воронеже, работала в местном издательстве. После ареста и высылки Л.Н.Радченко в Казахстан Баранская уехала из Воронежа в Москву, а оттуда, вслед за сосланным первым мужем, в Уральск, где работала в редакции газеты «Прикаспийская правда». После окончания срока ссылки мужа Баранская уехала вместе с ним в Саратов, где также работала в издательстве. В 1936 муж Баранской был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. Еще до его ареста Баранская вернулась в Москву, работала экскурсоводом. В мае 1937 она вышла замуж за своего родственника Н.Н.Баранского и вновь уехала в Саратов, где в университете исследовала связи литературы и фольклора. В 1940 Баранская вместе с Н.П.Анциферовым и И.В.Андросовым готовила в ГЛМ Ломоносовскую выставку. Н.Н.Баранский в 1943 погиб на фронте. В окт. 1943 Баранская вернулась в Москву из эвакуации с Алтая. Работала в ГЛМ, окончила аспирантуру МГУ. В конце 1950-х Баранская стала заместителем директора по научной части в Сосковском музее А.С.Пушкина. В 1966 после выступления И.Бродского на вечере памяти А.А.Ахматовой и появления на выставке в фойе музея фотографии Н.С.Гумилева Баранская была вынуждена оставить работу в музее. В 1968 в «Новом мире» были опубликованы первые рассказы Баранской — «Проводы», «У Никитских и на Плющихе». Осенью следующего года «Новый мир» напечатал повесть Баранской «Неделя как неделя», которая остается наиболее известным произведением Баранской. Перед читателем разворачивается картина обыденной жизни — неделя, заполненная узнаваемыми обычными заботами и хлопотами молодой работающей женщины, жены и матери двоих детей. Героиня повести — Ольга Воронкова, занятая сверх меры на работе и дома, вызывает сочувствие читателя. Это была первая из героинь Баранской, наделенных даром устроительницы жизни, пусть и на небольшом пространстве вокруг себя. Баранская публикуется в журнале «Юность», Сибирь», «Звезда». В 1977 вышла первая книга — «Отрицательная Жизель», в 1981 — книга повестей и рассказов «Женщина с зонтиком». В сборник «Портрет, подаренный другу» (1982) вошли документальные очерки, связанные с работой Баранской в музее А.С.Пушкина, рассказ «У Войныча на мельнице» и повесть «Цвет темного меду» — о Наталье Николаевне Пушкиной, о ее жизни после трагической дуэли, о воспоминаниях и раскаянии, об одиночестве страдающего человека. Роман «День поминовения» (1989) — книга о вдовах, потерявших мужей на войне. Последняя книга Баранской — «Странствия бездомных» (1999) — посвящена истории ее семьи, родителей, судьбам родных и близких, воспоминаниям о прожитой жизни. Баранская определила главную тему своего творчества: «Бережение своей жизни, уважение к жизни чужой — вот чего хочет от человека Господь. Человек учится этому с первого года, если есть у него Дом. <...> Прочный и чистый Дом, скрепленный любовью,— основа основ в каждой стране, на всей Земле». Во вступлении к «жизнеописанию», как определила Баранская жанр книги, она подчеркивает: «В моих повестях и рассказах изображается частная жизнь». Истории частной жизни стали историей строительства такого Дома каждой из их героинь и участниц. Поэтому эти истории и приобрели популярность среди читателей, не раз переиздавались, переводились на иностранные языки, публиковались в 10 странах Запада и в Японии. О.И.Козлова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 169-170. Далее читайте:Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт. "Роман-газета" № 11. Страницы Пушкина.
Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Отрицательная Жизель: Рассказы, маленькие повести. М., 1977; Женщина с зонтиком: повесть и рассказы. М., 1981; Портрет, подаренный другу. Л., 1982; День поминовения: роман, повесть. М., 1989; Автобиография без умолчаний // Грани. 1990. №156; Автобус с черной полосой: повесть. Птица: рассказ // Грани. 1992. №166; Встреча. Лесная поляна. Портрет Зойки на фоне двора: рассказы // Грани. 1993. №168. Литература:Наумова Н. Черты современной героини // Нева. 1978. №10; Непомнящий В. Избранница поэта // Неделя. 1978. №10; Владимирова И. Не только быт // Нева. 1981. №8.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |