Баранская Наталья Владимировна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Баранская Наталья Владимировна

1908-2004

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Наталья Владимировна Баранская

Баранская Наталья Владимировна (урожденная Радченко-Розанова) (1908-2004) — прозаик, литературовед, искусствовед. Родилась в 1908 году в Петербурге в семье врача. Окончила историко-филологический факультет МГУ и Высшие государственные литературные курсы (1930).

Признанный знаток пушкинской эпохи. Работала в Государственном Литературном музее (1939–1940), была зам. директора по науке Государственного Музея А. С. Пушкина на Пречистенке (1958–1966). Под её научным руководством при создании Пушкинского музея, открытого в 1961 году, были разработаны новые принципы литературной зкспозиции: создание живого образа поэта на фоне его времени, найдены новые фор- мы организации и демонстрации материала.

Дебютировала как литературовед книгой «Русская периодическая печать» (1959).

Первые собственно литературные публикации — рассказ «У Никитских и на Плющихе» (1968) и повесть «Неделя как неделя» (1969) в «Новом мире». Автор книги: «А. С. Пушкин» (1971), «Отрицательная Жизель» (1977), «Женщина с зонтиком» (1981), «Портрет, подаренный другу» (1982), «День поминовения» (1989), «Странствия бездомных» (1999), «Цвет тёмного мёду. Платье для госпожи Пушкиной» (2004).

Произведения в переводах на двенадцать языков широко известны во всём мире. Член Союза писателей с 1979 года.

Умерла Н. В. Баранская в 2004 года в Москве.

Использованы материалы журнала "Роман-газета" № 11, 2009 г. Страницы Пушкина.


Баранская Наталья Владимировна [18(31).12.1908, Петербург - 29.10.2004, Москва] — прозаик, литературовед.

Родилась в семье профессиональных революционеров. Мать, Л.Н.Радченко, была среди основателей Союза борьбы за освобождение рабочего класса, участвовала в организации социал-демократической газеты «Искра». Отец, В.Н.Розанов, — племянник В.В.Розанова, врач по образованию, один из организаторов транспортировки и распространения «Искры» в России. На II съезде РСДРП Л.Н.Радченко и В.Н.Розанов примкнули к меньшевикам. И до революции, и при советской власти родители Баранской не раз арестовывались, высылались из столичных городов.

В 1925 Баранская окончила Первую опытную школу МОНО и поступила на Высшие государственные литературные курсы Моспрофобра. В преподавательском составе этих курсов удивительным образом сочетались старая профессура, отвергаемая за «реакционность», и молодые литературоведы, осуждаемые за «формализм», в преподавании сочетались творческое и искусствоведческое направления.

В 1930 Баранская окончила эти курсы и одновременно историко-этнологический факультет МГУ. Жила с сосланной матерью в Воронеже, работала в местном издательстве. После ареста и высылки Л.Н.Радченко в Казахстан Баранская уехала из Воронежа в Москву, а оттуда, вслед за сосланным первым мужем, в Уральск, где работала в редакции газеты «Прикаспийская правда». После окончания срока ссылки мужа Баранская уехала вместе с ним в Саратов, где также работала в издательстве.

В 1936 муж Баранской был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. Еще до его ареста Баранская вернулась в Москву, работала экскурсоводом.

В мае 1937 она вышла замуж за своего родственника Н.Н.Баранского и вновь уехала в Саратов, где в университете исследовала связи литературы и фольклора.

В 1940 Баранская вместе с Н.П.Анциферовым и И.В.Андросовым готовила в ГЛМ Ломоносовскую выставку.

Н.Н.Баранский в 1943 погиб на фронте.

В окт. 1943 Баранская вернулась в Москву из эвакуации с Алтая. Работала в ГЛМ, окончила аспирантуру МГУ.

В конце 1950-х Баранская стала заместителем директора по научной части в Сосковском музее А.С.Пушкина.

В 1966 после выступления И.Бродского на вечере памяти А.А.Ахматовой и появления на выставке в фойе музея фотографии Н.С.Гумилева Баранская была вынуждена оставить работу в музее.

В 1968 в «Новом мире» были опубликованы первые рассказы Баранской — «Проводы», «У Никитских и на Плющихе». Осенью следующего года «Новый мир» напечатал повесть Баранской «Неделя как неделя», которая остается наиболее известным произведением Баранской. Перед читателем разворачивается картина обыденной жизни — неделя, заполненная узнаваемыми обычными заботами и хлопотами молодой работающей женщины, жены и матери двоих детей. Героиня повести — Ольга Воронкова, занятая сверх меры на работе и дома, вызывает сочувствие читателя. Это была первая из героинь Баранской, наделенных даром устроительницы жизни, пусть и на небольшом пространстве вокруг себя.

Баранская публикуется в журнале «Юность», Сибирь», «Звезда».

В 1977 вышла первая книга — «Отрицательная Жизель», в 1981 — книга повестей и рассказов «Женщина с зонтиком».

В сборник «Портрет, подаренный другу» (1982) вошли документальные очерки, связанные с работой Баранской в музее А.С.Пушкина, рассказ «У Войныча на мельнице» и повесть «Цвет темного меду» — о Наталье Николаевне Пушкиной, о ее жизни после трагической дуэли, о воспоминаниях и раскаянии, об одиночестве страдающего человека.

Роман «День поминовения» (1989) — книга о вдовах, потерявших мужей на войне. Последняя книга Баранской — «Странствия бездомных» (1999) — посвящена истории ее семьи, родителей, судьбам родных и близких, воспоминаниям о прожитой жизни. Баранская определила главную тему своего творчества: «Бережение своей жизни, уважение к жизни чужой — вот чего хочет от человека Господь. Человек учится этому с первого года, если есть у него Дом. <...> Прочный и чистый Дом, скрепленный любовью,— основа основ в каждой стране, на всей Земле». Во вступлении к «жизнеописанию», как определила Баранская жанр книги, она подчеркивает: «В моих повестях и рассказах изображается частная жизнь». Истории частной жизни стали историей строительства такого Дома каждой из их героинь и участниц. Поэтому эти истории и приобрели популярность среди читателей, не раз переиздавались, переводились на иностранные языки, публиковались в 10 странах Запада и в Японии.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 169-170.


Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.

"Роман-газета" № 11. Страницы Пушкина.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Отрицательная Жизель: Рассказы, маленькие повести. М., 1977;

Женщина с зонтиком: повесть и рассказы. М., 1981;

Портрет, подаренный другу. Л., 1982;

День поминовения: роман, повесть. М., 1989;

Автобиография без умолчаний // Грани. 1990. №156;

Автобус с черной полосой: повесть. Птица: рассказ // Грани. 1992. №166;

Встреча. Лесная поляна. Портрет Зойки на фоне двора: рассказы // Грани. 1993. №168.

Литература:

Наумова Н. Черты современной героини // Нева. 1978. №10;

Непомнящий В. Избранница поэта // Неделя. 1978. №10;

Владимирова И. Не только быт // Нева. 1981. №8.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС