Бальмонт Константин Дмитриевич |
|
1867-1942 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Дмитриевич Бальмонт
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867/1942) — русский поэт, переводчик, теоретик искусства, представитель символизма. Для его творчества характерны сопротивление научно-техническому прогрессу, культивирование собственного «Я» и первозданной природы. Стихи Бальмонта отличаются особой музыкальностью. Сборники стихотворений: «Горящие здания», «Будем как солнце» и др. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 28. БАЛЬМОНТ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1867–1943), русский поэт, переводчик и критик. Родился 15 июня 1867 в родовом поместье близ Владимира. Был исключен из гимназии за революционную деятельность; впоследствии, по той же причине, – с юридического факультета Московского университета. Открывшее его литературную карьеру Собрание стихотворений (1890), в котором отразились его политические устремления, читательского успеха не имело. Тем не менее Бальмонт стал вскоре одним из лидеров символистского движения, приобрел огромную популярность и ныне памятен как символист. Сборники Под северным небом, В безбрежности, Тишина, Горящие здания, Будем как солнце и Только любовь (все опубл. между 1894 и 1903) принято считать лучшими его произведениями. С 1904 Бальмонт много путешествовал, побывал в Мексике, Западной Европе, в странах Востока, Африке и в южных морях. Русскую революцию приветствовал с энтузиазмом, но вскоре разочаровался в ней. Лирика Бальмонта наделена волнующим, хаотическим очарованием, которое достигается словно без всякого усилия; стихи его отличаются полнозвучием и богатством ритмики. Многочисленные свободные стихотворные переложения с английского, немецкого и других языков замечательны если не сами по себе, то как свидетельства поэтических влияний. Литературно-критическое наследие Бальмонта, проникнутое символистскими взглядами, особого интереса не представляет. Умер Бальмонт в Нуази-ле-Гран близ Парижа 23 декабря 1942. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Бальмонт Константин Дмитриевич (1867- 1942), поэт, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские и отроческие годы прошли в родной усадьбе. В 1876-84 учился в классической гимназии города Шуи, из которой был исключен за принадлежность к "революционному" кружку, поэтому гимназический курс закончил в 1886 во Владимирской гимназии. В этом же году поступил на юридический факультет Московского университета. Сближается с революционерами-шестидесятниками, через год исключен за участие в студенческом движении и выслан в Шую под негласный надзор полиции. В 1888 Бальмонту было разрешено продолжить учебу в Московском университете, но через несколько месяцев он оставляет университет. В следующем году делает попытку продолжить образование в Ярославле в юридическом лицее, но в том же году уже окончательно решает отказаться от "казенного" образования. В марте 1890 на почве нервного расстройства пытается покончить собой, после чего почти год находится в лечебнице. Первая книга Бальмонта "Сборник стихотворений" выходит в Ярославле в 1890 и не имеет успеха. В 1891-92 основное внимание уделяет переводам зарубежной поэзии. Однако поэтические сборники "Под северным небом" (1894) и "В безбрежности" (1895) заставляют признать их автора одним из самых ярких и оригинальных представителей символизма в русской поэзии. В 1896-97 Бальмонт совершает путешествие по странам Западной Европы (Франция, Испания, Голландия, Англия, Италия). Особое значение для его творчества имело знакомство с Испанией. Последние два года XIX века Бальмонт подолгу живет в Петербурге, общаясь со столичными поэтами-символистами: Мережковским, Сологубом и др. К 1900 он становится одним из признанных мэтров русского символизма, открывшего новые поэтические возможности, обогатившего поэзию в лексическом, интонационном и музыкальном отношениях. В мае 1901 Бальмонта лишают права проживания в столичных и университетских городах сроком на два тода за публикацию стихотворения "Маленький султан", поводом к написанию которого стал разгон cтуденческой демонстрации в Петербурге Бальмонт уезжает в усадьбу Сабынино Курской губернии и целый год работает над новым сборником стихов. Это знаменитая книга - "Будем как солнце". В 1902 едет за границу, живет преимущественно в Париже, выезжая ненадолго в Англию, Бельгию, Германию, Испанию. В 1903 появляется сборник "Только Любовь. Семицветник" - вершина творчества Бальмонта. Бальмонт сочувственно отнесся к революционным событиям 1905, откликнувшись циклом политических стихотворений, прославляющих "сознательных смелых рабочих". Сблизившись с Горьким, он сотрудничает в большевистской газете "Новая жизнь" и в парижском журнале "Красное знамя". Однако, опасаясь расправы со стороны властей, нелегально покидает Россию. Многочисленные кругосветные путешествия Бальмонта описаны в книгах о Египте - "Край Озириса" (1914), об Индонезии и народах Океании - "Белый зодчий". Вернувшись в Россию в 1913 (после амнистии для политэмигрантов), много ездит по стране с лекциями "Океания" и "Поэзия как волшебство". Впервые побывал в Грузии, принимается за перевод поэмы Шота Руставели "Рыцарь в тигровой шкуре". Весть о начале первой мировой войны застает его на берегу Атлантического океана, и он возвращается в Россию через Англию, Норвегию и Швецию. Февральскую революцию Бальмонт встретил с воодушевлением, написал восторженные стихи, Октябрьскую - не принял. В 1918-1920 оставался в Москве. В 1920 вместе со своими близкими навсегда покидает Россию. Поселился в Париже. Его литературная деятельность была очень интенсивной: он сотрудничает в газете "Парижские новости", в журнале "Современные записки", в прибалтийских изданиях, много занимался переводами. Однако здоровье его ухудшается: прогрессирует психическое заболевание. Период 1937-1942 был для Бальмонта почти бесплодным. 23 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран, близ Парижа, Бальмонт скончался. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (3[15].06.1867—23.12. 1942), поэт, критик.
Родился в д. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ. в дворянской семье.
Учился в гимназии в г. Шуе. Отец поэта почти полвека прослужил в Шуйском
уездном суде и земстве. Мать слыла женщиной образованной. Позднее Бальмонт
особенно отмечал влияние матери, которая ввела его в мир музыки,
словесности, истории, языкознания. В 1886 Бальмонт поступил на юридический
факультет Московского университета, но был исключен за участие в
студенческом движении. Неоднократные попытки получить высшее образование не
увенчались успехом, однако благодаря неутомимому трудолюбию и огромной
любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных
людей своего времени. По свидетельству современников, он «ежегодно
прочитывал целые библиотеки», кроме литературы и искусства, изучал историю,
этнографию, химию и др. науки. Стихи начал писать в детстве. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Был под судомСборник К.Д.Бальмонта "Злые чары" (М., 1906), был арестован цензурой из-за "богохульных" стихотворений "отречение", "Будь проклят Бог!" и "Пир у сатаны". В 1911 г., когда издательство "Скорпион" хотело переиздать "Злые чары" в составе Полного собрания стихов Бальмонта, дело о запрещенных стихотворениях было возобновлено. Начато было судебное преследование, и если бы Бальмонт вернулся в Россию, то был бы арестован. Судебное дело было прекращено после указа 1913 г., в котором была объявлена амнистия лицам, привлекавшимся за "преступные деяния, учиненные посредством печати" (наряду с Бальмонтом были амнистированы А.В.Амфитеатров, М.Горький, В.Г.КОроленко, Н.Минский и др.) 5 мая 1913 г. Бальмонт вернулся в Россию. Использованы материалы кн.:"Охранка". Воспоминания руководителей политического сыска. Тома 1 и 2, М., Новое литературное обозрение, 2004. Писатель XX векаБальмонт Константин Дмитриевич [3(15).6.1867, поместье близ д. Гумнищи Владимирской губ.— 24.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа] — поэт, прозаик, переводчик, критик. Ударение в фамилии (Бальмонт, Бальмонт) регламентации не подлежит (см.: Азадовский К. М. Бальмонт // Русские писатели: биобибл. словарь. М., 1990. Т. 1.С. 59). Вырос в небогатой дворянской семье. Отец — земский деятель, более всего увлекающийся природой и охотой, влияния на сына не имел. Мать выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли и т.д. Именно она ввела сына в мир музыки, поэзии, истории, научила понимать красоту, которой, как считал Бальмонт, будет насыщено все его творчество. Критики много писали о революционных настроениях Бальмонта. Скорее, это была дань моде. Так, в 1876-84 Бальмонт учился в классической гимназии г.Шуи и был исключен за принадлежность к «революционному» кружку. Связи родителей помогли ему закончить гимназический курс в г.Владимире (1886), а затем поступить на юридический факультет Московского университета, откуда Бальмонт вновь был исключен и выслан на родину под негласный надзор полиции за участие в студенческих волнениях. В 1888 вновь поступает в университет, но на этот раз бросает занятия сам. В следующем году пытается продолжить образование в Демидовском юридическом лицее г.Ярославля, но вновь отказывается от этой идеи, т.к. все более определяется в своем лит. призвании. Кроме того, печально заканчивается результат «напряженной жизни сердца» — первый брак. В 1890 Бальмонт пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна (автобиографические рассказы «13 марта», «Воздушный путь» и др.), после чего следует длительное лечение. Но эта история в корне изменила мировоззрение Бальмонта. Он «научился великолепной сказке жизни, понял ее святую неприкосновенность. И когда, наконец, встал, его душа стала вольной, как ветер в поле, никто уже над ней не был властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом» (рассказ «Белая невеста») В этом же году в Ярославле выходит первая книга Бальмонт — «Сборник стихотворений». Первые произведения, вошедшие в книгу, были опубликованы еще в 1885 (журнал «Живописное обозрение». №48) и встретили, благодаря народническим настроениям, сочувственное отношение В.Г.Короленко. Но сама книга интереса у критики не вызвала, а близкие люди ее не приняли. Несмотря на это, Бальмонт начинает почти подвижнически заниматься литературной деятельностью. Настоящий успех вначале приносят ему многочисленные переводы (Байрон, Шелли, Брандес, Бьернсон, Ибсен, Кальдерон, Лопе де Вега, индийская литература и др.), о которых он пишет также статьи и рецензии. На этой почве происходит знакомство и сближение Бальмонта с высококультурным меценатом, знатоком западноевропейских литератур князем А.И.Урусовым, который во многом способствует расширению лит. кругозора молодого поэта, а главное — помогает ему «найти самого себя», задуматься о природе своего дарования. На средства Урусова Бальмонт выпустил две книги переводов Э.По («Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы»). С середины 1890-х начинается все более возрастающая широкая и шумная популярность Б.В.Брюсов, ставший в эти годы, по словам Бальмонта, его «другом-братом», вспоминает, что в течение десятилетия Бальмонт «царил полновластно в нашей поэзии» (Перцов П.П. Литературные воспоминания. М.; Л., 1933. С.265 и др.). Это связано с наивысшим расцветом его художественного дарования и со своеобразным положением, которое Бальмонт занимает в русском символизме. С одной стороны, он становится одним из лидеров снискавших достаточно скандальную славу русских «старших символистов» (Бальмонт публикует не только популярнейшие сборники «Под северным небом», 1894; «В безбрежности», 1895; «Тишина», 1898, но и программное выступление «Элементарные слова о символической поэзии», 1900), а с другой — Бальмонт понятнее и ближе читающей публике: он менее шокирует ее, чем В.Брюсов, более «доступен», чем Д.Мережковский и В.Соловьев, даже в самых трагических его интонациях нет той роковой отъединяющей безнадежности, что у Ф.Сологуба, и т.д. В результате и критика, и читатели воспринимали его и как новатора, открывшего мн. возможности русского стиха, намного расширившего его изобразительность, пусть временами даже эпатирующего (А.Урусов назвал «Горящие здания» психиатрическим документом), но все-таки «своего», близкого, не разорвавшего с «привычным», имеющего определенные традиции, во мн. связанного с наследием А.Фета, Ф.Тютчева, Е.Баратынского. Кроме того, именно на эти годы пришелся наивысший «всплеск» революционной активности Бальмонта, что, в свою очередь, способствовало росту его популярности и в радикально настроенной среде. «Звездное» десятилетие представляет два этапа развития Бальмонта-символиста, как бы воплотившего в себе одном две разные линии старшего поколения. Вначале — неясное томление, тоска «о чем-то неземном», вплоть до интереса к потустороннему, «запредельному» миру, неприятие реальности и противопоставление ей мечтаний, фантазий, сновидений (при этом свойственная ряду старших символистов вполне реальная убежденность в своей гениальности), а также повышенный интерес к филигранной музыкальности стиха, звукопись. Затем, начиная со сборника «Горящие здания: Лирика современной души» (1900) и далее в сборнике «Будем как солнце. Книга символов», «Только любовь. Семицветник» (обе — 1903) — превращение «элегического» героя Бальмонта в свою противоположность. Он становится активной личностью, почти с оргиастической страстью утверждающий именно в этом мире устремленность к Солнцу, Огню, Свету (созвучные общественным настроениям излюбленные символы Бальмонта). Бесчисленное количество полутонов и «размытых» оттенков сменяется в его стихах половодьем контрастных, ослепительно ярких красок. Но их блеск оказывается недолговечным. Уже в 1905 в творчестве Бальмонта начинает ощущаться, по словам А.Блока, «перелом» (А.Блок. СС. М.; Л., 1962. Т.5. С.547. В. Брюсов усматривает это еще раньше), о чем свидетельствуют сборник «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905) и в особенности сборники «Птицы в воздухе. Строки напевные» (1908) и «Хоровод времен. Всегласность» (1909). Немногим отличаются и сб. «Зарево зорь» (1912), «Ясень. Видение древа» (1916) и «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). В 1915 Бальмонт публикует теоретический этюд «Поэзия как волшебство» — своеобразное продолжение декларации 1900 «Элементарные слова о символической поэзии». Становится все более очевидным, что Бальмонт остановился в своем развитии, что он повторяется, что созданная им художественная система в новых условиях начинает ощущаться как автопародия. «Мы далеко ушли вперед, он остался на одном месте»,— констатировал В.Брюсов (Перцов П.П.- С. 265). Былая власть Бальмонта над умами и сердцами современников кончилась, но активная творческая работа продолжалась. Особую роль в писательской судьбе Бальмонта сыграли многочисленные путешествия. Современники говорили, что он путешествовал более, чем все русские писатели вместе взятые. В 1896-97 он побывал во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Испании, в 1905 — в Мексике и Калифорнии. Живя в 1906-13 в Париже (на положении политического эмигранта), он посещает Балеарские острова (1907), Египет (1910), Канарские острова, Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию, Новую Гвинею (1912). В 1916 уже из России едет в Японию. Все это так или иначе отразилось в его творчестве. Очерки о Мексике и «переложения» индейских мифов составили книгу «Змеиные цветы» (1910), очерки о Египте — книгу «Край Озириса» (1914), впечатления от Океании — поэтический сборник «Белый зодчий. Таинство четырех светильников» (1914), поездка в Индию увенчалась «пересказами» древнеиндийских памятников и т.д. Многочисленные переводы, бывшие результатом путешествий Бальмонта, в большинстве случаев делались с подлинников (Бальмонт считал, что изучил почти полтора десятка яз.). Правда некоторые из них подвергались критике за неточность (М.Волошин, К.Чуковский и др.), но Бальмонт и не стремился к точности — ему важно было передать «дух» подлинника, как он его ощущал. Много путешествовал Бальмонт и на родине — средняя Россия, Волга, Урал, Сибирь, национальные регионы... В апр. 1914 он впервые побывал в Грузии. Очарованный ею, он изучает грузинский язык и создает один из самых замечательных переводов поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», которую считает лучшей поэмой о любви, когда-либо созданной в Европе («огневой мост, связующий небо и землю»). Интерес к родине «предков» и дружба с русско-литовским поэтом-символистом Ю.Балтрушайтисом еще в 1908 увенчались переводами литовских дайн. Проблема же русских национальных истоков поэзии Бальмонта остается остро дискуссионной. Впрочем, здесь Бальмонт разделяет судьбу практически почти всех представителей русского модернизма, за исключением неонароднической его линии. Русская, а точнее — славянская идея, безусловно, присутствует в творчестве Бальмонта, на протяжении всей жизни он отстаивает мысль о духовном единстве славянских народов («К славянам» и др. стих.). В ряде его произведений встречаются русские фольклорные сюжеты, экзотическая былинная старина (сб. «Злые чары. Книга заклятий», 1906; «Жар-птица. Свирель славянина», 1907; «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные», 1909, и др.). Бальмонт, без сомнения, патриот, но признать его истинно национальным поэтом вряд ли возможно. По словам Вяч.Иванова, Бальмонт «не обнаруживает связи с Русской землей, поскольку земля — вообще чуждая поэту стихия. Его душа родственна морю, ветру, огню». Так же сложно обстоит дело с проблемой революционности Бальмонта. Гуманистические взгляды, демократизм, проявившиеся уже в юности, приводят в мае 1901 к тому, что за публичное чтение не оговоренного в программе стихотворения «Маленький султан» (отклик на разгон студенческой демонстрации, содержащий прямые угрозы в адрес властей) Бальмонт лишается права проживания в столичных университетских городах сроком на 2 года. В 1905-07 он сотрудничает с М.Горьким, пишет ряд стихотворений (впрочем, в художественном отношении очень слабых), прославляющих «сознательных смелых рабочих» и обличающих их угнетателей («Стихотворения», 1906 — этот выпуск издательства «Знание» был запрещен и конфискован полицией; позднее был запрещен ввоз в Россию изданного в 1907 в Париже сб. «Песни мстителя»). Февральскую и даже Октябрьскую революцию 1917 Бальмонт в начале тоже прославляет в своих стихах («Предвозвещение» и др.), но «хаос» и «ураган сумасшествия» Гражданской войны категорически не приемлет. Он держится по отношению к власти достаточно лояльно — выступает в печати, работает в Наркомпросе, готовит к изданию стихи и переводы, читает лекции. Но в опубликованной в 1918 брошюре «Революционер я или нет?» совершенно откровенно заявляет о том, что большевики — носители разрушительного начала, подавляющего личность. Бальмонт убежден, что поэт должен быть вне партий, что у поэта свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета (т.е. движется не по определенной орбите). Друзья опасаются, что при его вольнолюбии и страстности он может и надерзить какой-нибудь революционной «особе». Ю.Балтрушайтис, исполнявший в те годы обязанности литовского посла в России, через А.Луначарского сумел организовать для Бальмонта командировку за границу. 25 июня 1920 Бальмонт покинул Россию — навсегда. Во Франции, где Бальмонт прожил большую часть оставшейся жизни, он вначале активно сотрудничает в газете «Парижские новости», журнале «Современные записки» и других периодических изданий, регулярно публикует в разных городах и странах книги стихов: «Дар земле», «Светлый час», «Гамаюн» (все — 1921), «Марево», «Песни рабочего молота» (обе - 1922), «Мое - Ей: России» (1923), «В раздвинутой дали. Поэма о России» (1929), «Северное сияние» (1933), «Голубая подкова. Стихи о Сибири», «Светослужение» (обе - 1937). В 1923 выходят 2 книги его автобиографической прозы: «Под новым серпом» и «Воздушный путь», в 1924 — книга очерков «Где мой дом?» Активно работает Бальмонт и как переводчик литовских, польских, чешских и болгарских поэтов. В 1930 публикует перевод «Слова о полку Игореве». Несмотря на то, что в творчестве Бальмонт 1920-30-х встречаются негативные оценки революционных событий, он очень тоскует по Родине и оставшейся в России дочери — ей посвящен сборник «Фейные сказки» (1905). Ностальгические настроения, свойственные литературе Русского зарубежья, пронизывают и многие произведения Бальмонта: «И все пройдя пути морские, / И все земные царства дней, / Я слова не найду нежней, / Чем имя звучное: Россия» («Она» и др.). Г.Адамович написал в статье к 70-летию Бальмонта: «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия». «История лишила его этой аудитории, а он продолжал петь о том же самом...» (Избранное / вступ. статья Е. Ивановой. М., 1989. С.43). Почти за 100 лет до Бальмонта возник термин «легкая поэзия», который критика отнесла к стихам его тезки К.Батюшкова. Судьба дала Бальмонту столь же легкую для своего времени изящную, изысканную, музыкальную поэзию и столь же тяжелое психическое заболевание, так же осложненное трудными условиями быта. Последние годы жизни Бальмонт практически не писал. Современные исследователи, усматривающие в его творчестве соединение символизма, импрессионизма и веры в «идеальное» будущее человечества, склонны считать его художником «неоромантического» направления в искусстве конца XIX - начала XX вв. (Азадовский К.М.— С.60). Как бы то ни было, Серебряный век немыслим без произведений Бальмонта — классика старшего поколения русских символистов. «За 19 лет общения с Бальмонтом я к нему не привыкла,— писала М.Цветаева.— В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии высшего» (Цветаева М. Соч.: в 2 т. Минск, 1988. Т. 2. С. 282). К.Ф.Бикбулатова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 147-151. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Стихотворения. Л., 1969; Три века русской поэзии / Сост. Банников. М., 1979; Избранное. М., 1983; Избранное. Переводы. Статьи. М., 1980; Стозвучные песни. Сочинения / Вступ. ст. П. Куприяновский, Н. Молчанова. Ярославль, 1990. Полное собрание стихотвореий. М., 1908-14. Т.1-10; Золотые россыпи. Избранные переводы. М., 1990; Стозвучные песни: Соч. Ярославль, 1990; Где мой дом? Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. М, 1992; СС: в 2 т. Можайск, 1991; Избранное. СПб., 1997. Литература:Белый А. Бальмонт // Луг зеленый. М., 1910; Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912; Орлов В.Н. Бальмонт: жизнь и поэзия // Перепутье. М., 1976; Анненский И. Бальмонт лирик // Книга отражений. М., 1979; Цветаева М. Слово о Бальмонте // Соч.: в 2 т. М., 1984; Константин Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994; Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века // Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; 1998. Вып. 3; 1999. Вып. 4; Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. М., 1997. Куприяновский П.В., Молчанов Н.А. Поэт Константин Балмонт: Биография. Творчетсво. Судьба. Иваного, 2001. Анненский И.Ф. Бальмонт-лирик. – В кн.: Анненский И. Книги отражений. М., 1979 Цветаева М. Слово о Бальмонте. – В кн.: Цветаева М. Сочинения, тт. 1–2. М., 1984 Эйхенбаум Б.М. К.Бальмонт: Поэзия как волшебство. – В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |