Михаил Александрович Бакунин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Михаил Александрович Бакунин

1814-1876

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин, 1838 г., автопортрет

 

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76) — русский революционер, идеолог анархизма и народничества. В 1836—1840 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего в консервативном духе («Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», 1838). Статья Б. «О философии» (1840) — одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи «Логики» и «Феноменологии духа» Гегеля. С 1840— в эмиграции, примыкал к младогегельянцам («Реакция в Германии», 1842), испытал влияние идей Фейербаха, что позднее сказалось на разработке Б. идей «анти- теологизма». Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении; с 1857 — в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Западной Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с Марксом в I Интернационале, из которого был исключен в 1872. Один из виднейших теоретиков рус. народнического движения 70-х гг. Анархистская теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. («Государственность и анархия», 1873, и др.). История, по Б.,— движение человечества из «царства животности» в «царство свободы». Гл. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия — «коллективное сумасшествие», уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — «род небесного кабака», в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к «царству свободы», необходимо прежде всего «взорвать» государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его место должна появиться «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс, Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции (отсюда его расхождение с идеями Герцена и Лаврова), бросался в революционные авантюры, выступа, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг. в России, но и в др. странах (в Италии, Испании и др.) Анализ полемики Б. с концепциями «государственного социализма» представляет сегодня определенный интерес при осмыслении идеологии и практики сталинизма, разработке концепции социалистического самоуправления народа.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 38.


Вернуться на главную страницу М.А. Бакунина.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС