Бабур Захир уд-дин Мухаммад |
|
1483–1530 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Захир уд-дин Мухаммад Бабур
Бабур (Baber/Babur/Babar) (1483–1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии. Потомок великого монгольского полководца Чингисхана по линии его второго сына Джагатая и не менее знаменитого тюркского военачальника Тимура, или Тамерлана. Настоящее его имя Захируддин Мухаммад, Бабур – второе имя, означающее «тигр», – было воспринято от монголов. В 1495 году он наследовал отцу, шейху Омару Мирма, правителю Ферганы, но интриги и мятежи на окраинах державы сильно уменьшили размеры подвластной ему территории. К 1501 году Бабур утратил почти все владения отца, однако в результате ряда военных экспедиций вернул Кашгар, Кундуз, Кандагар. В 1504 он занял Кабул и начал готовиться к покорению Индостана. Ему не удалось отвоевать свою столицу Самарканд. В 1519–1524 годы Бабур попытался проникнуть в Индостан и в 1525 году форсировал реку Инд. Свергнув афганского султана Ибрагима Лоди, Бабур обосновался в Дели. В 1527 году он победил в решающем сражении при Агре. Оставшиеся годы жизни Бабура в Дели были омрачены многочисленными мятежами. Тем не менее его краткое правление на землях Индо-Гангской равнины было отмечено реформами в управлении и строительством огромных общественных сооружений. Умер Бабур 26 декабря 1530 года, трон унаследовал его сын Хумаюн. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Бабур Захир Ад-Дин Мухаммед (1483- 1530)— поэт, историк, правитель, полководец, основатель Империи великих моголов. Из династии Тимуридов. Бабур является автором знаменитой автобиографической книги «Бабур-наме», созданной в 1526-1530 годы на тюркском (чагатайском) языке. Имя Бабура упоминается Гумилёвым при разборе этнонимов «тюрк», «татар» и «монгол». Так, считает Гумилёв, в XVI веке последний тимурид Бабур, разгромленный «узбеками», увел остатки своих сторонников-тюрков в Индию и завоевал там себе новое царство, которое стало называть себя «монголами» в память того, что триста лет назад они подчинились монгольскому царевичу («Этногенез и биосфера земли», 74). Поэтому, по мнению ученого, реальный этнос с одной стороны и этническое наименование (этноним), принятое его членами, с другой — не адекватны друг другу. Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 75-76.
Бабур, Захир уд-дин Мухаммад (1483, Андижан — 1530, Агра) — основатель империи Великих Моголов, тимурид. Унаследовав от отца титул правителя Ферганы, Бабур завоевал Самарканд, но впоследствии, лишившись почти всех своих владений в борьбе с узбекскими ханами и братом-соперником, бежал в Афганистан, где вскоре захватил Герат и Кандагар, а затем и Кабул. С 1519 Бабур начал набеги на Индию, всякий раз увозя богатую добычу. Он давно мечтал о покорении Индии, но смог приступить к осуществлению замысла лишь в 1526, когда узнал о походе своих врагов — узбекских ханов — на Кабул, а также о том, что недовольные делийским султаном Ибрахимом Лоди раджпуты во главе с правителем Мевара Раной Сангой (Санграмом) готовы пригласить его в Индию. Раджпуты надеялись, что этот среднеазиатский авантюрист поможет им избавиться от Ибрахи ма, а добыча будет ему достаточной платой за труды. Бабур вторгся в Индию, 21 апреля 1526 года в битве при Панипате наголову разбил султана Ибрахима и занял столицу. Победа Бабура над превосходящими силами султана была обеспечена применением огнестрельного оружия. Оно стало известно в Индии уже давно, но многие индийские феодалы пренебрегали им, считая, подобно западноевропейским рыцарям, пушки и аркебузы «оружием трусов». Очень скоро пригласившие Бабура раджпуты поняли, что «этот тюрок» рассчитывает утвердиться на делийском престоле. Они объединились и выступили против него, но в 1527 году были также разбиты при местечке Кхануа. Эта победа позволила Бабуру установить власть над частью Северной Индии, объявить себя падишахом и положить начало новой династии — Великих Моголов. Смерть Бабура, согласно легенде, была добровольной: падишах вымолил ее у Аллаха в обмен на выздоровление больного сына Хумаюна. Похоронен, согласно завещанию, в Кабуле. Литературное наследие Бабура составляют автобиографические записки «Бабур-намэ», лирика (газели, рубай), труды по военному делу, мусульманскому нраву и поэтике. Е.Ю. Ванина. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 237. Бабур Захиреддин (1483-1530) - основатель династии Великих Моголов в Индии, где правил с 1526 года. Происходил из рода Тимуридов. В возрасте около 12 лет унаследовал от своего отца престол Ферганы и провел много лет в борьбе с другими князьями, стремясь объединить всю Среднюю Азию под своей властью. В 1504 году был изгнан из Средней Азии узбеками-кочевниками, вторгшимися во главе с Шейбани-ханом из Сибири. В том же году завоевал Кабул, совершил с 1519 года ряд походов в Индию, одержал верх в двух решающих битвах (с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграмом Сингхом при Сикри в марте 1527 года). Владения Бабура простирались от Кабула до Бенгалии. Бабур был не только выдающимся полководцем, но и хорошим поэтом. Сохранились прекрасные стихи Бабура на чагатайском (тюркском) языке и фарси и его записки «Бабур-намэ». К. А. Антонова. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Литература: Антонова К. А., Очерки обществ. отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара, M., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917.
Бабур, основатель империиБабур (1483-1530 гг.), основатель империи Моголов, — первая из таких ярких и привлекательных фигур. Поэт и писатель, он был в то же время искателем приключений с железными нервами — и с выраженным стремлением к власти. Он аккуратно вел дневник, фиксируя все, с ним происходившее, и его мемуары, книга «Тузук-и-Бабури», остаются важным источником по истории того времени. Судя по этой книге, Бабур был человеком неисчерпаемой энергии, непоколебимого оптимизма, обладал огромным интересом к жизни, был большим любителем выпить, а также увлеченным спортсменом и выдающимся игроком в поло. У него была артистическая натура, чувствительная и утонченная. Всюду, куда бы ни прибывал, Бабур разбивал персидские сады, его воспоминания полны описаниями красот природы. Хладнокровный и иногда беспощадный, он тем не менее был способен на щедрость и благородство, а в его воспоминаниях подкупает отличное чувство юмора. Наследник небольшого княжества в Средней Азии, Бабур был прямым потомком двух великих воителей Азии: Тамерлана, разрушившего Дели, по линии отца и монгольского полководца Чингисхана по линии матери. Его юные годы прошли в попытках вернуть принадлежавший ему по наследству трон в Самарканде, блистательной столице Средней Азии. С семилетнего возраста он вел жизнь разбойника, скитаясь из одного места в другое с небольшим отрядом приверженцев в поисках пищи и крова и, если повезет, царства. Тогда, с грустью вспоминает Бабур, его армия едва насчитывала двести человек, большинство — в длинных халатах, обутые в сандалии, с дубинками в руках. Это были годы постоянной опасности, годы лишений и нищеты. Как замечал сам Бабур: «Пришло на ум: вот уж чего никому не пожелаешь, так это бродить от горы к горе, бесприютным и беспризорным ». В 1504 году Бабуру повезло, и он захватил власть над Кабулом в Афганистане. Дальше судьба ему благоволила, и в результате упорных усилий он создал в Афганистане небольшое царство. Укрепившись там, он обратил свой взор на восток, и в 1517 году совершил первый набег на Индию. В то время Индия была разделена на четыре сферы влияния, две мусульманские и две индуистские. Первая мусульманская область простиралась от реки Инд до Бенгальского залива, включая Синд, Дели, Пенджаб, Бенгалию и Бихар, а вторая охватывала Гуджарат и Малву на западе и южные деканские княжества Бахмани. Что касается сфер индуистского влияния, то первая включала Раджастхан и государство раджпутов, а вторая, далеко на юге, — королевство Виджайянагар. Подстрекаемый своевольной афганской знатью, Бабур вторгся в Индию в 1525 году. Весной 1526 года в 50 милях от Дели, в Панипате, ставшим полем решающего сражения, Бабур был встречен Ибрагимом Лоди. Войско Бабура значительно уступало по численности, насчитывая всего 25 тысяч солдат, а армия Ибрагима Лоди, как считается, достигала 100 тысяч человек. Бабур выстроил баррикаду из 700 повозок, за которыми в земляных укреплениях помещалась артиллерия под командованием турецких канониров из Константинополя. По бокам он разместил еще одну грозную силу — кавалерию, обученную турецкой тактике окружения с флангов. Огромная армия Лоди начала строить укрепления, ожидая прибытия артиллерии. В этот момент Бабур бросил вперед свою кавалерию, окружившую противника и атаковавшую его с обоих флангов. В результате Бабур одержал убедительную победу. Он занял Дели, а оттуда отправился в Агру, где первым делом приказал разбить сад. Увы, победа при Панипате отнюдь не означала для Бабура окончания проблем. Его собственные военачальники рассматривали поход в Индию как очередную военную кампанию и не собирались оставаться на завоеванных землях. Они горько жаловались на жару и пыль, призывая вернуться к прохладе афганских холмов. Однако властному Бабуру удалось переубедить своих противников. Но как только он сумел это сделать, возникла новая, еще более грозная опасность. Когда раджпутские правители поняли, что Бабур намерен остаться, они принялись объединяться против общего врага. Возглавляемая ветераном войны, одноглазым и одноруким Рана Сангхой из Мевара, их 80-тысячная армия двинулась на Агру. Полностью деморализованная размером новой угрозы, могольская армия была готова броситься наутек, но Бабуру снова удалось ее остановить. Речь его была исполнена драматизма, он, так ценивший вино, пообещал (в который раз!) полностью отказаться от алкоголя. Он ломал свои любимые золотые кубки и кричал: «Даже если я умру, я умру со славой. Пусть мое тело заберет смерть, но хоть слава останется!» Битва при Кхануа, в сорока милях от Агры, состоялась 16 марта 1527 года. Бабур применил ту же тактику, что и при Панипате. Позиции Моголов защищала цепь земляных укреплений, за которыми размещалась артиллерия и канониры-«запальщики». Это, однако, не испугало раджпутов и не заставило их изменить традиционным методам ведения войны. Их отряды, стремя к стремени, бросались на противника и наносили ему серьезный урон. «Отважные раджпуты сохраняли силу духа. Раз за разом они безуспешно атаковали позиции императора (Бабура) в надежде победить, но всякий раз встречали достойный отпор и откатывались назад. К вечеру они были в полном замешательстве, поэтому их разгром закончился ужасным кровопролитием», — вспоминал сам Бабур. К вечеру, после десятичасового сражения, раджпуты были разбиты наголову. Битва при Кхануа развеяла все надежды на возрождение раджпутов. Хотя они по-прежнему сохраняли контроль над Раджастханом, с попытками наступления было покончено, и они никогда более не стремились захватить власть над Индией. Победа обезопасила Бабура, дав полный и неоспоримый контроль над значительной частью Северной Индии. Однако ему по-прежнему противостояли афганские правители Бенгалии и Бихара, упорно не признававшие его власть. В 1529 году Бабур выиграл свою третью и последнюю большую битву. В сражении у Патны он победил коалицию афганских правителей под предводительством Махмуда Лоди, брата Ибрагима. Так Бабуру, обладавшему сравнительно ограниченными ресурсами, удалось стать властелином значительной части севера Индии; в свои сорок пять лет он управлял империей, простиравшейся от Афганистана до границ Бенгалии. Однако, как и многие его соотечественники, он скучал по роскошной зелени родины. Его первые впечатления о завоеванной стране были не слишком благоприятными. «Хиндустан, — отмечал он в своем дневнике, — мало чем может похвастать. Там нет ни хороших лошадей, ни хорошей рыбы, ни винограда, ни мускусных дынь, ни вкусных фруктов, ни льда, ни холодной воды. Даже свечи и факелы трудно достать. Если ночью захочешь почитать или что-либо записать, рядом должен стоять грязный полуголый парень с деревянной подставкой в руках; на ней горелка с одним фитильком, куда по мере необходимости тоненькой струйкой подливают масло». Правда, будучи реалистом, Бабур отмечал, что Хиндустан — большая страна, в которой, помимо прочего, есть много золота и серебра. Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 145-150.
Далее читайте:Бабур-намэ (Статья Е.Ю. Ваниной о записках Бабура). Сочинения:Бабур-намэ. Записки Бабура Пер. М. Салье. Ташкент, 1958; Рубан / Пер. с узб. Ташкент, 1981; Baburnama. Parts I—III. Turkish Inscription, Persian Edition and English Translation / Tr. and ed. by W. M. Thakston. Cambridge, Mass., 1993. Литература:Антонова К. А., Очерки обществ. отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара, M., 1952; Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М., 1977; История Индии в средние века. М, 1968. С. 381-383; Dale S. F. The Garden of Eight Paradises: Babur and the Culture of Empire in Central Asia, Afghanistan and India, 1483—1530. Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917. Leiden-Boston, 2004; Moon F. Babur. The First Moghul in India. Delhi, 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |