Бабель Исаак Эммануилович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бабель Исаак Эммануилович

1894- 1940

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Исаак Эммануилович Бабель

Исаак Бабель.
Фото с сайта www.klassika.ru

Бабель Исаак Эммануилович (1894/ 1940) — советский писатель. Известен под такими псевдонимами, как Баб-Эль, К. Лютов. В годы советской власти был репрессирован, реабилитирован лишь посмертно. Наиболее известные произведения: сборники рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы», а также пьесы «Закат» и «Мария».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 26.


Бабель Исаак Эммануилович (1894—1940) — советский писатель.

Печататься начал в 1916 г. В 1917 г. на румынском фронте участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 гг. После Октябрьской революции 1917 г. служил в ВЧК, Наркомпросе, продотрядах, воевал на Северном фронте и в 1-й Конной армии, работал в Одесском губернском комитете РКП(б), был репортером.

В 1921—1931 гг. написал два цикла произведений — «Конармия» и «Одесские рассказы», пьесы «Закат» (1928) и «Мария» (1935). В 1927—1933 гг. жил во Франции и Италии. Последний рассказ, опубликованный при жизни, — «Ди Грассо» (1937).

Мастер короткого рассказа, он стремился к лаконичности, сдержанной образности и точности. За излишний натурализм, подчеркивание стихийного начала в изображении Гражданской войны в России в 1918—1922 гг. неоднократно подвергался жесткой критике.

В 1939 г. арестован и расстрелян (1940). Реабилитирован посмертно.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 26.


Бабель Исаак Эммануилович (1894, Одесса - 1940) - писатель. Сын состоятельного торговца. Учился в Одесском коммерческом училище, где получил фактически гимназическое образование, но вместо древних языков изучал химию, политэкономию, современные иностранные языки. В 15 лет стал писать первые рассказы на французском, но затем бросил. В 1915 закончил Коммерческий Институт в Киеве. Не получив право на жительство вне черты оседлости, пытался печатать свои сочинения в Петрограде. При содействии А. М. Горького выступил в журн. "Летопись" с рассказами, за которые был привлечен к уголовной ответственности по ст. 1001 (порнография) и за попытку ниспровергнуть существующий строй. Февральская рев. 1917 избавила Б. от суда. В 1917-1924 работал в ЧК, сотрудничал в газ. "Новая жизнь", был солдатом на фронте, в Первой конной армии, служил в Одесском губкоме. С 1924 жил в Москве, писал пьесы, киносценарии, рассказы, занимался переводами. После публикации "Конармии" Бабель подвергся ожесточенным нападкам за дегероизацию истории, но был защищен Горьким. Написал цикл "Одесские рассказы". "Трагическое соединялось в его историях со смешным, искренность соседствовала с лукавством. Магия его воображения была настолько сильна, что... слушали его, затаив дыхание" (Т. Тэсс). В 1939 Бабель был арестован. При аресте забрали все его рукописи, которые впоследствии так и не удалось разыскать. Был расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Бабель Исаак Эммануилович (1894- 1940), прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в Одессе в семье торговца. "Дома жилось трудно, - пишет позже Бабель, - потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук". Учился в Одесском коммерческом училище, откуда благодаря учителю мистеру Вадону вынес прекрасное знание французского языка и любовь к Франции. Окончив училище, уехал в Петербург, где в 1915 "начал разносить свои сочинения по редакциям". В 1916, попав к М. Горькому, обрел в нем учителя и наставника ("Я всем обязан этой встрече..."). Горький напечатал два первых рассказа Бабеля, но затем отправил его "в люди".

Прервав занятия литературой на семь лет, Бабель переменил множество профессий: сотрудник Нарком-проса, типографский служащий, репортер, боец 1-й Конной армии, служил в ЧК. "И только в 1923 научился выражать свои мысли ясно и не очень длинно. Тогда вновь принялся сочинять".

В начале 1924 появились первые рассказы писателя - "Соль", "Письмо", "Король". Вместе с написанными позднее, они составили два цикла - "Конармия" (отдельное издание 1926) и "Одесские рассказы" (отдельное издание 1931). "Конармия" была воспринята современниками неоднозначно: литературной критикой - восторженно, командармом Буденным названа "клеветой" и "бабьими сплетнями". На защиту писателя встал М. Горький.

В 1928 Бабель написал пьесу "Закат", тематически связанную с "Одесскими рассказами".

Интерес Бабеля к культуре Франции и его неоднократные поездки в Париж давали повод для сплетен в московских литературных кругах. Подозрительное отношение к Бабелю особенно усилилось, когда в июне 1935 Бабель отправился в Париж для участия в Международном конгрессе писателей в защиту культуры и, пренебрегая осторожностью, общался с представителями русской эмиграции.

В конце 1930-х по стране прокатилась волна репрессий. В то время Бабеля печатали крайне редко, поскольку он не освещал успехов партии и не выражал любви к вождю (как это требовалось от писателей). На съезде писателей он был подвергнут резкой критике за то, что "оторвался от жизни, отяжелел, стал наблюдателем...". Для Бабеля это не было неожиданностью. После смерти М. Горького он сказал: "Ну, теперь все, каюк. Жить мне не дадут". 15 мая его арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок.

27 января 1940 И. Бабель был расстрелян. В 1954 реабилитирован.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Писатель XX века

Бабель Исаак Эммануилович (настоящая фамилия Бобель, псевдонимы К. Лютов, Баб-Эль) [30.6(13.7).1894, Одесса — 27.1.1940, Москва; погиб в заключении] — прозаик, драматург, переводчик, очеркист.

Родился в Одессе, на Молдаванке, в семье торговца Эммануила (Маня) Исааковича (Ицковича) Бабеля (Бобеля). В раннем детстве жил в Николаеве, близ Одессы. Девяти лет поступил в 1-й класс Коммерческого училища им. графа С.Ю.Витте в Николаеве. На следующий год стал учеником Одесского коммерческого училища им. императора Николая Первого, которое окончил в 1911. В эти годы брал уроки игры на скрипке у известного музыканта П.С.Столярского, увлекался французской литературой, сблизился с французской колонией в Одессе, первые ученические рассказы писал на французском языке. В то же время по настоянию религиозного отца серьезно изучал древнееврейский язык, еврейские священные книги. После успешного окончания Одесского коммерческого училища ему было присвоено сословное звание почетного гражданина. В том же году подает заявление о зачислении в Киевский коммерческий институт на экономическое отделение. Был принят и несколько лет жил в Киеве. В 1916 закончил институт с отличием — со званием кандидата.

Там же, в Киеве, в журнале «Огни» был впервые напечатан рассказ «Старый Шлойме».

После начала русско-германской войны Бабель был зачислен в ратники ополчения второго разряда, но в военных действиях участия не принимал.

В 1915 Бабель был принят на 4-й курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, однако институт не окончил.

В 1915 некоторое время жил в Саратове, где написал рассказ «Детство. У бабушки», затем возвратился в Петроград.

Осенью 1916 встречался с М.Горьким в редакции журнале «Летопись». В этом журнале в №11 (нояб.) за 1916 опубликованы 2 рассказа: «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». В том же 1916 в петроградском «Журнале журналов» был опубликован цикл очерков под общим названием «Мои листки».

В «Автобиографии» (1928) Бабель писал о первом знакомстве с М.Горьким: «...я всем обязан этой встрече и до сих пор произношу имя Алексея Максимовича с любовью и благодарностью... Он научил меня необыкновенно важным вещам и потом, когда выяснилось, что два-три сносных моих юношеских опыта были всего только случайной удачей, и что с литературой у меня ничего не выходит, и что пишу я удивительно плохо,— Алексей Максимович отправил меня в люди. И я на семь лет — с 1917 по 1924 — ушел в люди».

В эти годы Бабель был солдатом на румынском фронте, служил переводчиком в иностранном отделе ЧК в Пг.; в 1918 печатается в газете «Новая жизнь»; летом того же года участвует в продовольственных экспедициях Наркомпрода и т.п.

В конце 1919 — начале 1920 живет в Одессе, работает заведующим редакционно-издательским отделом Госиздата Украины. Ранней весной 1920 в качестве корреспондента Югроста, под именем Кирилла Васильевича Лютова, Бабель попадает в Первую Конную армию. Служит там несколько месяцев, ведет дневники, печатается в газете «Красный кавалерист» (статьи, очерки).

В конце 1920 после перенесенного тифа писатель возвращается в Одессу.

В 1922-23 он начинает активно печатать свои рассказы в одесских газетах и журнале: «Лава», «Силуэты», «Известия», «Моряк». Среди них рассказ «Король» (из цикла «Одесские рассказы») и рассказ «Гришук» (из цикла «Конармия»). Почти весь 1922 Бабель живет в Батуми, выезжает в другие города Грузии.

В 1923 устанавливает связи с литераторами Москвы, печатается в «Лефе», «Красной нови», «Прожекторе», в «Правде» (новеллы из «Конармии» и «Одесские рассказы»). Еще в Одессе Бабель познакомился с В.Маяковским, после окончательного переезда в Москву он знакомится со многими московскими писателями — С.Есениным, А.Воронским, Д.Фурмановым. Первое время живет под Москвой, в Сергиевом Посаде.

В середине 1920-х Бабель становится одним из наиболее популярных советских писателей. В одном лишь 1925 вышли отдельным изданием 3 сборника рассказов. В следующем году вышел первый свод его новелл из «Конармии», который пополнялся в последующие годы. (Задумано было 50 новелл, опубликовано — 37, последняя — «Аргамак».)

В 1925 приступает к работе над сценарием «Беня Крик» и пишет пьесу «Закат».

В середине и второй половине 1920-х Бабель создает (по крайней мере, публикует) почти все произведения, которыми он вошел в советскую литературу и остался в ней. Последующие 15 лет его жизни очень немного прибавили к этому основному ядру: пьеса «Мария» (1932-33), несколько новых «конармейских» новелл, несколько рассказов, по большей части автобиографических («Пробуждение», «Ги де Мопассан» и др.). Создал киносценарий по прозе Шолом-Алейхема («Блуждающие звезды» и др.).

Вхождение Бабеля в литературу в середине 1920-х было сенсационным. Новеллы его «Конармии» отличались небывалой даже для суровой реалистической прозы того времени остротой и прямотой изображения кровавых событий Гражданской войны — и все это при подчеркнутой изысканности стиля, редком изяществе слова. С особенной резкостью Бабель передает картину катастрофической сшибки в хаосе революции и Гражданской войны трех контрастных культурных «полей», до того, в сущности, вряд ли соприкасавшихся в русской истории,— судеб еврейства, исканий русской интеллигенции и народного «низового» понимания жизни. Эффект этого парадоксального столкновения и образует полный духовных страданий и надежд, трагических ошибок и прозрений худож. и нравственный мир «конармейской» прозы Б. Книга эта сразу же вызвала чрезвычайно острую полемику, в которой столкнулись непримиримые точки зрения (в частности, С.М.Буденного, командарма Первой Конной, который воспринял прозу Б. как клевету на красных бойцов, с одной стороны, и М.Горького, А.Воронского — с другой, полагавших, что правда и глубина изображения судеб людей в коллизиях Гражданской войны, а не пропаганда есть главная задача писателя).

В «Одесских рассказах» Бабель создал образ романтизированной одесской Молдаванки, душой которой стал «благородный» бандит Беня Крик. В книге колоритно, иронико-патетически и лирически изображен, как уходящая экзотика, быт одесских налетчиков и торговцев, мудрецов и мечтателей. «Одесские рассказы» (вариантом сюжетов 2-й книги стала пьеса «Закат») были одним из самых заметных событий в литературе середины 1920-х, книга оказала влияние на творчество некоторых писателей, в частности И.Ильфа и Е.Петрова.

Начиная с 1925 Б. особенно много ездит по стране (Ленинград, Киев, Воронежская губ., Юг России), где он собирает материалы о Гражданской войне, работает секретарем сельсовета в д. Молоденово на Москве-реке. Летом 1927 он впервые выезжает за границу — в Париж, затем в Берлин. С этого времени его зарубежные поездки становятся почти ежегодными: 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1936.

В 1935 Б. выступил в Париже с докладом на Конгрессе писателей в защиту культуры.

Многократно он встречался с Горьким, который всегда внимательно следил за его путем в литературе, поддерживал его. После смерти Максима Пешкова, сына писателя, Горький пригласил Бабеля к себе в Горки, где Бабель жил в мае-июне 1934. В авг. этого же года Бабель выступил с речью на I Всесоюзном съезде советских писателей. Его работа середины и второй половины 1930-х связана главным образом с литературной обработкой произведений других писателей: работает над киносценарием по роману Н.Островского «Как закалялась сталь», сценарием по поэме Вс.Багрицкого «Дума про Опанаса», сценарием фильма о М.Горьком, пишет для С.М.Эйзенштейна сценарий фильма «Бежин луг» (фильм как «идейно порочный» был запрещен и уничтожен.).

В 1937 Бабель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Г.Котовском, а в 1939 — о завершении сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни писателя. Последний сборник рассказов Бабель вышел осенью 1936. Его последнее выступление в печати — новогодние пожелания, опубликованные в «Литературной газете» 31 дек. 1938 под рубрикой «Литературные мечтания».

15 мая 1939 был произведен обыск на московской квартире писателя и одновременно на его даче в Переделкино под Москвой, где он в это время находился. При обыске были изъяты 24 папки с рукописями, которые впоследствии не были обнаружены в архивах ФСК. После серии непрерывных допросов 29-30 июня Бабель был вынужден дать показания, от которых впоследствии в ряде заявлений, в т.ч. и во время судебного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР 26 янв. 1940, отказывался. В заявлении на суде Бабель просил дать ему возможность «завершить <...> последние литературные произведения». Был приговорен к расстрелу и казнен 27 янв. 1940. В тот же день его тело было предано огню в крематории Донского монастыря.

В 1954 Бабель был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Споры вокруг творчества и судьбы Бабель возобновились после его реабилитации и продолжаются до наших дней.

В.М.Акимов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 145-147.


Далее читайте:

Бабель Исаак. Гагры. (Из публицистики).

Бабель Исаак. Табак. (Из публицистики за 1922 год, о производстве табака в Абхазии).

Донесение 1-го отделения секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР о настроениях И.Э.Бабеля в связи с арестами бывших оппозиционеров. 04.07.1936

Сводка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР о настроениях И.Э.Бабеля в связи с завершением процесса так называемого «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». 21.09.1936

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Соч.: в 2 т. / сост. и подгот. текста А.Н.Пирожкова; вступ. статья Г.Белой; комм. С.Поварцова. М., 1991;

Соч.: в 2 т. М., 2002;

Избранное. М., 1957;

Избранное / сост., предисл., комм. Е.Шкловского; Справочно-методические материалы Л. Страховой. М., 2002;

Дневник. 1920. М., 2000;

Проза. Драматургия / вступ. статья Б.Сарнова. М., 2000;

Одесские рассказы. М., 2001. (Имена. Классика).

Литература:

Левин Ф. И.Бабель: Очерк творчества. М., 1972;

Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель // Babel. M.: Carteblanche, 1994;

Поварцов С.Н. Причина смерти расстрел; Хроника последних дней И. Бабеля. М.: Терра, 1996;

Воспоминания о Бабеле / сост. А.Н.Пирожкова, Н.Н.Юргенева; послесл. С.Поварова. М., 1989.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС