Баадер (Baader) Франц Ксавер фон |
|
1765-1841 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франц Ксавер фон Баадер
Баадер (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен,—23.5.1841, там же), немецкий учёный, религиозный философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Баадера с его универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен); его сочинения в целом не дают философского синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю («Fermenta cognitionis», v. 1—6, 1822—25; «Vorlesungeu über speculative Dogmatik», Bd 1—5, 1828—38). Баадер оказал сильнейшее влияние на становление немецкого романтизма, прежде всего на его натурфилософию (Новалис, Шеллинг); уже в середине 80-х годов Баадер формулирует романтическое понимание знака, символа, иероглифа. В то же время сам Баадер испытал влияние Шеллинга и романтиков и в конце жизни создал один из вариантов позднего религиозно-философского романтизма. Одним из первых среди немецких философов обратился к социальной проблематике буржуазного общества (в частности, ввёл в немецкую литературу термин «пролетариат»), развивал идеи христианского социализма. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1 — 16, Lpz., 1851—60 (neue Ausg., Aalen, 1963); Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925; Lettres inedites, ed. E. Susini, t. 1—4, P., 1942—67; Wien, 1951. Литература: Baumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927.
Баадер (Baader) Франц Ксавер фон (27.03.1765 г., Мюнхен, – 23.05.1841 г., там же), немецкий философ, врач, естествоиспытатель. С 1781 г. посвятил себя изучению медицины (в Ингольштадте и Вене), потом изучал под руководством Вернера во Фрейберге, а с 1792 г. в Англии и Шотландии, естественные и технические науки и рано обратился также к занятиям философией, и в первую очередь социальной. Социальная философия Баадера охватывает историю, общество, хозяйство, государство, право, нравственность и религию. Рассматривая «социальность» как первичное по отношению к хозяйству и политике, Баадер трактовал её сущность как любовь, имеющую религиозное, и, в конечном счёте, божественное, происхождение. Преодоление диспропорции между неимущими или пролетариями и имущими классами общества он видел в создании универсальной христианской религии, преодолевающей расхождения между вероисповеданиями. Это обратило его к православию. С этой целью в 1822 году Баадера поехал в Россию. Можно предположить, что в это время он знакомится в Москве и Перербурге с будущими славянофилами. Возможно, что его идеи помогли становлению этому направлению сформироваться как движение. Это может быть основанием влияния его идей на славянофильство, позже на Вл. Соловьёва и Н. Бердяева, а также немецкую неоромантическую социологию (О. Шпанн и др.). Свое исследование этой темы он изложил в работе «О существующей диспропорции между неимущими или пролетариями и имущими классами общества» (1835), где ввёл понятие «пролетарий» в немецкую философскую литературу. На возвратном пути из России, Баадер остановился в Берлине, где прожил восемь месяцев, вращаясь в кругу Гегеля, Шлейермахера, Гербарта, Фарнгагена и других знаменитостей того времени. В 1826 году при открытии Мюнхенского университета получил кафедру философии и богословия, где видимо, продолжал исследовать свои идеи. Поэтому когда в Западной Европе началась первая волна революционных выступлений рабочих, Баадер весьма резко высказался против абсолютной власти пап в церковных делах. За что в 1838 году при министерстве Абеля ему запрещено было читать философию религии. Философия Баадера, хотя, с одной стороны, во многих пунктах сходится с учениями Фихте, Шеллинга, Гегеля, а с другой перерабатывает идеи Якова Бема и других теософов, представляет, однако, собой своеобразную философскую систему. Основными философскими принципами, к которым все сводится, Баадер считает волю, в то же время существующую как первоначальное сознание, дух и личность, и ее атрибуты: вечную идею и вечную природу. Идея обусловливает форму, природа есть источник материи; воля же определяет отношение между идеей (формой) и природой (материей). Теософический характер мышления Баадера проявляется, прежде всего, в том, что он пытается провести параллель между вечным бытием Бога и преходящим существованием грешного и нуждающегося в искуплении смертного. В этом смысле Баадер высказывается за возможность полного отождествления знания и веры, как единственно истинную форму познавания Бога. «Не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь в извлечении поучительное слово г-на Франца фон Баадера о такой форме благочестия из предисловия к 5-му выпуску «Fermenta Cognitionis», стр. IX и следующая: «До тех пор, – говорит он, – пока наука не возвратит снова религии уважения, основанного на свободном исследовании и, следовательно, подлинном убеждении, вы, благочестивые и неблагочестивые, со всеми вашими заповедями и запретами, со всеми вашими разговорами и действиями, не поможете беде, и не пользующаяся уважением религия не будет пользоваться также и любовью. Ибо любить настоящим образом, от души, мы можем только то, что пользуется искренним уважением и что мы признаем, несомненно, достойным такого уважения; только такого рода amor generosus (благородную любовь) может служить на пользу и религии. Другими словами: если хотите, чтобы снова расцвела религиозная практика, то позаботьтесь о том, чтобы мы снова получили разумную теорию этой практики, и не очищайте поля битвы вашим противникам (атеистам) неразумным и богохульным утверждением, что нечего и думать о такой теории религии, ибо она невозможна, утверждением, что религия есть дело сердца, в котором мы имеем право и даже должны отказаться от услуг головы». (Л – 1). В этом плане он развил характерные представления о мире и обществе как расчленённой органической целостности. Критикуя дуализм И. Канта, стремился преодолеть идущий от Декарта раскол между знанием и верой путём обоснования концепции интуитивного познания вещей. Восходящие к Я. Бёме и немецкой традиции (И. Экхарт, А. Парацельс) теософские построения Баадера, содержащие диалектику саморазвития Бога в человеке как самоосвобождения из тёмной «бездны», оказали большое влияние на позднего Ф. Шеллинга, И. Гёрреса, Ф. Шлегеля. Большое значение Баадера заключается в том, что он бросил на черствую почву католической схоластики семена благотворной мысли, хотя, конечно, отвергнутые католицизмом, как противные догматам. Более выдающийся ученик Баадера, Франц Гофман из Вюрцбурга, сделал попытку привести в систему идеи своего учителя, высказанные большей частью в отрывочной форме. Литературная деятельность: Баадер первоначально ограничивалась естественно-научной и технической областями. Сюда относятся сочинения: «Vom Wдrmestoff» (Вена, 1786), «Versuch einer Theone der Sprengarbeit» (Фрейберг, 1802), «Anleitung zum Gebrauche der schvefelsauren Soda oder des Glaubersalzes zur Glaserzeugung» (Вена, 1815 г.) и др. Как философ Баадер впервые выступил в своем сочинении «Beiträge zur dynamischen Philosophie» (Берлин, 1809 г.), хотя первые основы своей философии он изложил еще в сочинении «Beschreibung eines neuerfundenen Gebläses», так назыв. «Baadersche Gebläse» (Байр., 1794). Из его сочинений следует отметить:, «Тhеоriе des Saug— und Hebepumpen» (Байр., 1797, 2 изд. Гоф, 1820), «Neue Vorschläge und Erfindungen zur Verbesserung des Wasser-Künste bei dem Bergbau and Salinenwesen» (Байр., 1800; 2 изд. Гоф, 1820) «Ueber ein neues System der fortschaffenden Mechanik» (Мюнхен, 1817), и «Huskisson und die Eisenbahnen» (Мюнхен, 1830). Полное собрание его философских сочинений издано Францом Гофманом (16 т., Лейпциг, 1850 – 60 гг.). Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 16, Lpz., 1851-60; Ober den Begriff der Zeit, Basel, 1954; Gesellschaftslehre, Munch., 1957. Лит.: Sauter J., Die Sozialphilosophie F. von Baaders, Munch., 1926; В a u m-gardt D., F. von Baader und die philoso-phische Romantik, Halle, 1927; SusiniE., F. von Baader et le romantisme mystique, t. 2-3, P., 1942. Источники: 1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), DVD-Soft, ООО «Сигма», г. С–Пб, 2003 г. 2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭС БиЭ), CD: (Р) 2002 IDDK, (С) 2002 Мультмедиа–издательство «Адепт». 3. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭ КиМ), 2006 (2 СD-ROM), ООО «Кирилл и Мефодий», 117296, г. Москва, Ломоносовский проезд, д. 18. Литература. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1974. – 452 с. – (Филос. Наследие. Т.63). – С.53 – 424 с примечаниями. Предисловие ко II изданию, стр. 68. Биографическую справку подготовил В.Г. Врачев.
Католический философБаадер (Baader) Бенедикт-Франц-Ксаверий (27 марта 1765, Мюнхен —23 мая 1841, Мюнхен) — немецкий католический философ. С 1781 изучал медицину в Ингольштадтском университете, в 1783 — в Вене, с 1784 — в Мюнхене. В 1788—92 учился в Горной академии во Фрейбурге, затем несколько лет жил в Эдинбурге. С 1796 — в Мюнхене. В 1806 им написана работа «О дедукции Кантом практического разума». До 1820 занимал различные административные должности, в т. ч. управляющего стекольным заводом. С 1826 —профессор в Мюнхене. Испытал влияние Я. Бёме, В. Вейгеля, Фихте и особенно Шеллинга, в свою очередь оказав влияние на переход Шеллинга к теизму и теософии. Стремился к возрождению религиозного сознания, главными оппонентами которого Баадер считал новоевропейский классический рационализм и идеалы Французской революции. Он исходит из идеи нравственной автономии личности, которая в своих поступках обусловлена движениями воли. Разум человека не автономен в познании, он действен лишь постольку, поскольку не утратил живой связи с Богом. «Бог есть истина, и внутреннее познание истины, любовь к истине, наслаждение истиной есть закон природы для человека... Воспринять великий идеал Бога в природе, стремиться к нему чувством — и затем на всем существующем вне его, на всяком слове и деле своем ставить печать своего внутреннего идеала, то есть искаженной, ущербной, нечистой копии того первого, воспринятого им идеала» (Из дневников. — В кн. Эстетика немецких романтиков. М., 1987, с. 537). Познание — содействие человека божественному разуму, а человеческое знание — сознание божественного знания. Существование Бога дано непосредственно и не нуждается в доказательствах. Бог, согласно Баадеру, есть формообразующее единство. Человек — образ Бога, и только благодаря деятельности он может постичь сущность Бога. Существует три типа отношения человека к Богу, когда Бог осознается 1) как чуждая и враждебная сила, 2) как соприсутствующий и объект внешнего поклонения, выражающегося во внешнем авторитете церкви, 3) как внутреннее начало сознания и действия человека, который становится «агентом» Бога. Иными словами, на первом этапе Бог рассматривает человека как орудие, затем поднимает его до соучастия и, наконец, делает его свободным агентом своей воли. Полнота единства человека и Бога представлена до грехопадения человека, после которого и мысль, и воля человека имеют дело с множественностью чувственного мира, или материи; пространство и время — следствие грехопадения человека. Грехопадение привело к ослаблению и силы духа, и силы воли. Но для человека все же существует возможность уяснить зло, уклониться от него и даже отвергнуть его в тот период, когда он живет на Земле. Этика Баадера основана на надежде на внутреннее воскрешение. В принципе индивидуальности, Я, в индивидуализме Баадер усматривает источник кризиса европейской культуры. Баадер выступает как критик и классического рационализма, и трансцендентализма Канта с его идеей о законодательной роли разума и с разделением формы и содержания знания. Согласно Баадеру, форма неразрывно связана с содержанием мысли, а формы мысли совпадают с формами вещей. В этом пункте он близок панлогизму Гегеля. Однако в целом он возвращается к средневековой схоластике, которая, по его мнению, была ближе к пониманию божественной реальности, чем современная ему философия. Отношение Бога к миру — это отношение творчества, которое не может быть истолковано как эманация или как диалектическое развертывание. Вслед за Я. Бёме Баадер проводит различие между Богом в себе и Богом, выраженным в природе, отвергая тем самым пантеистическую натурфилософию Шеллинга. Согласно Баадеру, в Боге нет никакого развития от темного к светлому, от бессознательного к сознательному; такие характеристики — лишь оценки человеческим мышлением потенций Бога, вечных и нераздельных. Божественная реальность представлена в трех неразрывно связанных процессах: 1) имманентный или эзотерический процесс жизни, который является логическим и с помощью Бога сам порождает себя из своей закрытости, 2) эманентный или экзотерический процесс жизни, который является реальным и в котором Бог благодаря преодолению принципа самости и вечности природы становится триединой личностью, 3) процесс, в котором Бог предпринимает объединение не с самим собой, а со своими творениями в акте любви. Творение Богом природы осуществляется через посредство вечной мудрости, или Софии. Бог, мудрость и вечная природа и составляют три потенции мироздания. Взаимодействие духа и материи заключается, согласно Баадеру, в их взаимном проникновении: духовное действенно, поскольку находит точку приложения своей силы к материи. Центральным символом в природе является свет. С этих спиритуалистических позиций Баадер рассматривает смысл органической жизни, отношение между моральным и физическим, характеристики знания (Fermenta cognitionis, Bd 1—4. В., 1822—24). А. П. Огурцов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 211.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Vorlesungen iiber speculative Dogmatik. Munch., 1827—38; Samtliche Werke, 16 Bd. Lpz., 1851—60; Schriflen. Lpz., 1921. Литература:Шевырев С. Христианская философия. Беседы Баадера. — «Москвитянин», 1841, ч. 3, п. 6, с. 378—437; Baumgardt D. Franz von Baader und die philosophische Romantik. Halle, 1927; Hemmerle K. Franz von Baaders philosophischer Gedanke der Schopfung. Munch., 1963; Schuhmacher F. Der Begriff der Zeit bei F. Baader. Freiburg—Miinch., 1983.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |