Айдан |
|
?-651 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АйданАйдан (ум. 651) — монах монастыря Иона, еп. Линдисфарне, сыгравший главную роль в распространении христианства на севере Англии. Основным источником сведений об Айдане является «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, написанная около 731 года. Айдан прибыл в Англию в 635 году, после того, как король Освальд, ранее воспитывавшийся на Ионе и объединивший под своей властью 2 северных англосаксонских королевства — Дейру и Берницию, обратился к настоятелю монастыря с просьбой прислать ему человека, который мог бы наставлять его подданных в христианской вере. Сразу же по приезде Айдана король даровал ему о. Линдисфарне у северо-восточного побережья Великобритании, где тот основал монастырь, ставший его епископской резиденцией и центром ирландской миссии в Англии. По свидетельствам Беды, Айдан был близок к королю Освальду и нередко останавливался в королевских усадьбах во время своих миссионерских странствий. После гибели Освальда в 642 году Айдан продолжил свою деятельность под покровительством его брата Освиу, наследовавшего трон в Берниции. Он пользовался также расположением соперника Освиу, Освине, правившего в Дейре. Айдан умер 31. 08. 651 года в одном из королевских поместий Освиу. Беда описывает Айдана как истово верующего аскета, человека смиренного и доброго, относившегося снисходительно к слабостям других людей. С деятельностью Айдана связан один из важных эпизодов английской церковной истории — спор об исчислении Пасхи. Именно Айдан принес в Англию принятый на Ионе (и в Северной Ирландии) способ исчисления Пасхи, отличавшийся от использовавшегося в Риме. Основное различие двух пасхалий состояло в том, что по римскому методу днем весеннего равноденствия считалось 21 марта (что соответствовало 19-летнему циклу), а по ирландскоу — 25 марта (84-летний цикл). Спор о Пасхе был окончательно разрешен в 664 году, уже после смерти Айдана Беда, будучи горячим поборником «римской» Пасхи, тем не менее признает, что авторитет Айдана был столь велик, что при его жизни никто не пытался подвергнуть ирландский обычай сомнению. После того как на синоде в Уитби было принято решение в пользу римского способа вычисления Пасхи, Кольман, настоятель Линдисфарне и преемник Айдана, с группой монахов покинул Англию и увез с собой частицу мощей Айдана, которые оказались таким образом на Ионе, а потом — в Ирландии. Айдан почти сразу после смерти стали почитать как святого. Центром его культа первоначально был Линдисфарне, а с Х века (после гипотетического «обретения мощей») — Гластонбери. В Бамборо и поныне существует посвященная ему церковь. З. Ю. Метлицкая. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 188-189. Литература:The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England / Ed. by S. Keynes, M. Lapidge. Oxford, 1999. P. 23; Deanesly M. The pre-conquest church in England. L., 1963; Farmer D. The Oxford Dictionary of Saints. Oxford, 2003. P. 9; Stenton F. Anglo-Saxon England. Oxford., 1971. P. 118–120, 127; Wallace-Hadrill J. M. Saint Aidan in England // Irish monks in the Golden Age / Ed. by J. Ryan. Dublin, 1963. P. 31–43.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |