Ауслендер Сергей Абрамович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ауслендер Сергей Абрамович

1886-1943

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ауслендер Сергей Абрамович

Ауслендер Сергей Абрамович [18(30).9.1886 (по др. сведениям — 25.9(7.10).1886), Петербург — 3.1.1943; в заключении] — прозаик драматург, критик.

Отец писателя был выходцем из купцов, мать — из дворянской семьи, уроженка Ярославской губ., сестра известного поэта и прозаика М.А.Кузмина. Окончив в 1906 7-ю петербургскую гимназию, Ауслендер учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (курса не завершил). Печататься начал в 1905 (рассказы «Кровь», «Из дневника гимназиста»).

С 1906 сотрудничал в модернистских журналов «Золотое руно», «Весы», с 1909 — в «Аполлоне». Ауслендер считался одним из лучших прозаиков-стилизаторов начала XX в. Он придавал большое значение этому жанру, занимавшему место где-то на границе серьезной литературы и легкой беллетристики. «История всего человечества,— считал Ауслендер,— дала нам неисчерпаемое богатство разнообразнейших форм и красок. Художник волен пользоваться всеми» (Золотое руно. 1908. № 3-4. С.120).

В 1908 в Москве вышел его первый сборник «Золотые яблоки», который составили исторические рассказы из эпохи итальянского Возрождения, французской революции («Бастилия взята», «Вечер у господина де Севираж», «Месть Джироламо Маркезе» и др.). Критик Ю.Айхенвальд, отметив «простой, но изысканный и немногословный стиль» новелл Ауслендера, писал, что художник грациозно скользит «по событиям отжившей эпохи, и она воскресает под нежной и прозрачной дымкой, в намекающих очертаниях, далекая и близкая одновременно» (Русская мысль. 1908. №5. Отд. III. №6. С.69-97). М.Гершензон обратил внимание на умение автора «выразить полноту жизни самой фабулой» (Вестник Европы. 1908. №7. С.340). Андрей Белый отозвался о прозе Ауслендера уничижительно-сурово: «Все прикрыто беспредметным изяществом: стилизованная вуаль, а под ней — убожество мысли, чувства, творчества» (Весы. 1908. №6. С.69). Сам Ауслендер так определял жанр рассказов, вошедших в сборник: «новеллы из занятной книги любовных и трагических приключений». Действительно, почти все его новеллы-стилизации пронизаны романическими интригами. Он ценил в своих героях и героинях готовность подчиниться стихии чувств и желаний, изящество страстных жестов, мечтательность и отвагу. Ауслендер уделял пристальное внимание такому канону избранного им жанра, как событийная насыщенность и занимательность. Быстрая смена эпизодов, таинственность, туманные намеки — неотъемлемые черты его повествовательной манеры.

Когда в 1912 вышел второй сборник прозы Ауслендера («Рассказы»), М.Кузмин отметил, что эта книга явила «цельного, оригинального и серьезного писателя, имеющего свой слог, свои пристрастия и старающегося сознательно, упорно и любовно расширять свой диапазон» (Аполлон. 1912. №3-4. С.103). Материал для новых рассказов-стилизаций («Ставка князя Матвея», «Туфелька Нелидовой», «Ганс Вреден» и др.) Ауслендер черпал уже из отечественной истории. Во вступлении к циклу рассказов «Петербургские апокрифы», составившему основную часть книги, автор писал: «Прими, любезный читатель, несколько историй, навеянных грезами о славном, веселом, жестоком и необычайном Петербурге минувшего. То, что вычитал в старых книгах с пожелтевшими страницами, то, что пригрезилось в странные часы сумерек, то, что рассказали мне безмолвные свидетели великих тайн,— соединил я в этих историях...» Имитируя литературный язык прошлого, Ауслендер во всем остальном домысливал, фантазировал, импровизировал. Мифологичность представлений о загадочном Петербурге как бы уравновешивалась достоверностью стиля. Произведения 2-й части книги, написанные в символико-реалистической манере (повесть «У фабрики» и др.), во многом автобиографичны.

Среди прозаических вещей Ауслендера заслуживает внимания роман «Последний спутник» (1913), в котором воссоздан литературный быт Москвы и Петербурга эпохи Серебряного века; среди героев легко узнаются такие известные писатели, как В.Брюсов, М.Кузмин и др.

В 1920-е Ауслендер сочинял в основном историко-революционные и приключенческие повести для юношества: «Много впереди» (1924), «Случай на море» (1925), «Черный вождь» (1925), «Колька Ступин» (1924) и др.

В 1937 Ауслендер был репрессирован.

В.Н.Быстров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 127-128.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Золотые яблоки: рассказы. М., 1908;

Рассказы. СПб., 1912. Кн. II; СС Т. 1-5, 7. М., 1928.

Месть Джироламо Маркезе. Ганс Вреден // Новый журнал. 1995. №2. С.93-108.

Литература:

Автобиография // Писатели. Автобиографии и портреты совр. русских прозаиков. М., 1928;

Шолок Э. Живые документы первых пореволюционных лет: О творчестве С.Ауслендера // Детская литература. 1968. №3;

Шубин Э.А. Художественная проза в годы реакции // Судьбы русского реализма начала века. Л., 1972;

Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме стилизации в русской прозе начала XX в. // Hungaro-Slavica. 1978. Bdpst, 1978. С. 389-402;

Быстров В., Ясенский С. В поисках утраченного времени // Новый журнал. 1995. №2. С.88-90.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС