Асмус Валентин Фердинандович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Асмус Валентин Фердинандович

1894-1975

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Валентин Фердинандович Асмус

Асмус Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], советский философ, доктор философских наук (1940). Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1919). С 1919 года на научно-исследовательской и педагогической работе. Профессор Московского университета (с 1939 года) и старший научный сотрудник Института философии АН СССР (с 1968 года). Основные работы по вопросам истории философии (в частности, истории немецкого идеализма и русской философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Государственная премия СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, Μ., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—2, М., 1969—71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, Μ., 19752; Античная философия, М., 19762.

Асмус Валентин Фердинандович [18 (30) декабря 1894, Киев — 5 июня 1975, Москва] — российский философ, историк философии и литературы, логик. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира (1919), доктор философских наук (1940). С 1927 работал в Институте красной профессуры, с 1939 профессор Московского университета; преподавал также в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и Московском институте философии, литературы и истории. Старший научный сотрудник Института мировой литературы (1956). Старший научный сотрудник Института философии (1968). Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии (1943) за участие в работе над «Историей философии» (1940—43). Действительный член Международного института философии в Париже. Автор многих статей в «Философской энциклопедии», «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и др. Философская деятельность Асмуса началась в Киеве, где в 1916 опубликована его первая научная работа «О задачах музыкальной критики». В 1929 изданы «Очерки истории диалектики в новой философии». В 1920—40-х гг. сотрудничал в журналах «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «На литературном посту», «Советская музыка», «Знамя» и др. В 1933 вышла книга «Маркс и буржуазный историзм», посвященная проблемам философии истории; в 1942 — «Фашистская фальсификация классической немецкой философии» с критикой идеологии национал-социализма. В 1950—70-е гг. опубликованы исследования по истории философии: «Декарт» (1956), «Философия Иммануила Канта» (1957), «Демокрит» (1960), «Жан Жак Руссо» (1962), «История античной философии» (1965), «Платон» (1969), «Иммануил Кант» (1973); разделы в «Кратком очерке истории философии» (1960); исследование «Проблема интуиции в философии и математике» (1963). В 1947 вышла в свет «Логика» — первая работа по формальной логике после долгого периода негативной ее оценки; в 1954 — «Учение логики о доказательстве и опровержении». В сферу интересов Асмуса входили также вопросы истории отечественной философии, эстетики (в т. ч. музыкальной), литературы. В последние годы готовил большую работу «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализма». Посмертно изданы «Историко-философские этюды», где объединены очерки по истории западной философии от Платона до У. Джеймса.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 191.

Асмус Валентин Фердинандович (18(30). 12.1894, Киев - 5.06.1975, Москва) — философ, историк философии, логик. Заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Международного института философии в Париже. Отец - Фердинанд Гейнрих Вильгельмович Асмус - выходец из «обрусевших немцев-лютеран», был служащим. Мать - русская, Пелагея Ивановна (урожденная Тищенко). По тогдашним законам Российской империи будущий философ был крещен в православии. Окончил отделение философии и русской словесности историко-филологического факультета Киевского университета (1919), д-р философских наук (1940), С 1927 работал в Институте красной профессуры в Москве; с 1939 г, проф. Московского университета, преподавал также в Академии коммунистического воспитания им Н. К. Крупской и Московском институте истории, философии и литератур] (МИФЛИ). Старший научный сотрудник Института философии АН СССР (с 1968) и Ин-та мировой литературы (с 1956 Философская деятельность Асмуса началась еще в студенчески годы в Киеве, где в 1916 г. была опубликована его первая научная работа «О задачах музыкальной критики». Был награжден премией им. Л. Н. Толстого за конкурсное сочинение «Зависимость Л. Н. Толстого от Спинозы в его религиозных философских воззрениях» (1917) (вместе с положительным отзывом Зеньковского это сочинение впервые опубликовано в журнале «Вопросы философии». 1996. № 3).

После занятия Киева белыми войсками в 1919 г. в газете-журнале «Жизнь (№ 2. 8-14 сентября) опубликовал статью «О великом пленении русской культуры» с резко выраженным антимарксистским и антибольшевистским содержанием (опубл. в Историю философском ежегоднике. 2004. М., 2005). Остается загадкой, была ли эта статья известна соответствующим советским органам или же в хаосе тогдашних политически и военных событий на нее не обратили внимания.

После окончания университета Асмус преподавал философию и эстетику в вузах Киева. В Киеве в 1924 году опубликовал книгу «Очерк развития диалектического метода в новейшей философии от Канта до Ленина» (переиздана в переработанном вид под названием «Очерки истории диалектики в новой философии» (М.; Л., 1929). В 20-40-х годы Асмус сотрудничал в журнале «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «На литературном посту», «Советская музыка», «Знамя» и других. В работе «Маркс и буржуазный историзм» (1933) Асмус подверг анализу ряд общих проблем философии истории, усматривая ее задачу в выяснении условий, при которых возможно историческое познание, в установлении особого характера исторического знания, определении отношения истории к другим наукам и т. д. В 30-40-е годы Асмус опубликовал ряд статей, посвященных критике идеологов национал-социализма, в частности их попыток опереться на традицию немецкой классической философии и представить Канта, Фихте, Гегеля и других идейными предшественниками собственной теории (Фашистская фальсификация классической немецкой философии. М., 1942). В 50-70-е годы вышли монографии Асмуса о Демокрите, Платоне, Декарте, Руссо, Канте и др. Им был написан также ряд разделов для «Краткого очерка истории философии» (М., 1960). В книге «Проблема интуиции в философии и математике» (М., 1963; 2-е изд. 1965) Асмус предпринял попытку выявить смысл и функцию понятия интуиции в конкретных философских концепциях, его роль в решении ключевых проблем гносеологии; показал, как менялось значение этого понятия в рационализме и эмпиризме XVII—XVIII веков, в немецкой классической философии, в учениях А. Шопенгауэра, Б. Кроне, А Бергсона. Особый раздел посвящен вопроса интуиции в математике конца XIX - начала XX веков; в теории Г. Кантора, философии математики А. Пуанкаре, интуиционизме. В сферу интересов Асмус входили и вопросы истории отечественной философии, литературы, эстетики. О изучал творчество Чаадаева, Толстого, Чернышевского, Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Плеханова, Шпета, исследовал философскую ситуацию в России конца XIX века (Борьба философских течений в Московском университете в 70-х годах XIX века // Вопросы истории. 1946. № 1; Философия в Московском университете во второй половине XIX века // Учен. зап. МГУ. Филос. ф-т. М., 1958. Вып. 190; Консервативное гегельянство второй половины XIX века//Гегель и философия в России. М., 1974). В работах Асмуса глубоко анализировались принципиальные вопросы теории и истории эстетики, русской и зарубежной. Асмус исследовал русскую эстетику в сравнении с немецкой и английской, выделяя такие ее особенности, как тесная сращенность эстетической мысли с живой практикой искусства и высокая роль художественной критики для философского развития общества, взгляд на искусство как способ преобразования жизни. В поле зрения Асмуса находились и проблемы музыкальной эстетики; им посвящен ряд статей, вышедших в журнале «Советская музыка» в 40-50-х годах. Важное место в творчестве Асмуса занимали проблемы логики. В 1947 году вышла книга «Логика». Позже им был написан ряд глав для коллективного труда «Логика» (М., 1956). А в 1954 году была опубликована книга Асмуса «Учение логики о доказательстве и опровержении». В 60-е - начале 70-х годов Асмус участвовал в создании ряда сборников и учебных пособий по истории философии, в подготовке и издании переводов трудов классиков и современных западных философов, в организации международного сотрудничества в области философии, хотя будучи беспартийным, он оставался «невыездным». В 1959 году публикуется «Послесловие» Асмуса к книге Б. Рассела «История западной философии». Асмус является автором многих статей в пятитомной «Философской энциклопедии» (1960-1970), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле, Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре и др. Писал статьи для БСЭ, «Литературной энциклопедии» и «Философского словаря». Он продолжал исследования в области античной диалектики и немецкой классической философии, готовил книгу «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализма» (не завершена). Посмертно были опубликованы «Историко-философские этюды» (1984), где объединены очерки Асмуса по истории западной философии от Платона до У. Джемса, статья «Теоретическая философия В. Соловьева» (Философские науки. 1982. № 2) и статья «В. С. Соловьев. Опыт философской биографии» в журнале «Вопросы философии» (1988. № 6). Оценивая деятельность Асмуса в столетнюю годовщину его рождения, Соколов писал: «Я глубоко убежден, что за все наши пореволюционные годы никто в нашей стране не сделал столько, сколько В. Ф. Асмус для философского просвещения и образования в России, да и для всех стран бывшего СССР». Работы Асмуса переведены на нем., англ., фр., кит. и др. языки.

А. И. Абрамов, В. В. Перерва

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 34-35.

Сочинения: Избр. филос. труды: В 2 т. М., 1969-1971; Лекции по истории логики. Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. М., 2007; Философия и эстетика русского символизма. М., 2013.

Литература: В. Ф, Асмус - педагог и мыслитель (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 1995. № 1; Вспоминая B.Ф. Асмуса. М., 2001; Валентин Фердинандович Асмус. Серия «Философия России второй половины XX в.». М., 2010.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Немецкая эстетика 18 в. М., 1963;

Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968;

Избр. филос. труды, т. 1-2. М., 1969- 71;

В. С. Соловьев. Опыт философской биографии. — «ВФ», 1988, №6.

Литература:

В. Ф. Асмус - педагог и мыслитель (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 1995. № 1;

Вспоминая B.Ф. Асмуса. М., 2001;

Валентин Фердинандович Асмус. Серия «Философия России второй половины XX в.». М., 2010.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС