Ашока
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ашока

272-232 гг. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ашока

Ашока древнеиндийский царь (273-236 или 232 до н. э.) из династии Маурья, один из наиболее известных государственных деятелей Древней Индии. По буддийским хроникам, Ашока при жизни своего отца Биндусары был правителем государства Таксилы. Захватил трон отца после междоусобной борьбы. Подобно Чандрагупте и Биндусаре, продолжал политику создания и укрепления объединенного индийского государства. Около 260 года до н. э. после ожесточенной борьбы завоевал государство Калингу. Государство Ашоки (см. Маурьев государство) охватывало почти всю Индию (за исключением крайнего юга). Дошедшие до нас указы Ашоки, высеченные на скалах, колоннах, в пещерах, являются древнейшими точно датированными эпиграфические памятниками Индии. Они позволяют судить о границах государства, управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Ашока принял буддизм, который осуждал племенную раздробленность и идеологически освящал создание объединенного государства. Всячески содействовал распространению буддизма в Индии и за ее пределами (посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал). Вместе с тем Ашока не был противником других религий и сект. Эпоха правления Ашоки ознаменована замечательным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.

С. M. Бонгард-Левин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.


Ашока * - сын Биндусары, внук Чандрагупты, индийский царь из династии Маурьев (272-232 гг. до н.э.). Еще при жизни отца Ашока был наместником в Северо-Западной Индии, где прошел хорошую подготовку по управлению государством и приобщился к искусству и наукам, что отразилось на его дальнейшей деятельности. Ашока вступил на престол в 272 г. еще совсем молодым. От деда и отца ему досталось огромное и могущественное государство. О первых одиннадцати годах его царствования сведений не сохранилось.

В 261 г. Ашока начал войну с царством Калинга. В ходе упорной борьбы ему удалось завоевать это царство, а также подчинить соседнюю с ним страну Андхра. Таким образом, было завершено объединение Индии, начатое еще Чандрагуптой в IV в. Независимыми от Ашоки остались только три небольших государства - Чола, Пандия и Кералапутра, расположенные на самом юге Индии.

При Ашоке по всей Индии развернулось широкое строительство. Так, в Паталипутре он заменил деревянные здания каменными дворцами. В Кашмире им был основан большой город Шринагар. Ашока значительно расширил сеть оросительных сооружений, что повысило уровень сельского хозяйства. По приказу Ашоки в индийских городах строились больницы.
Ашока разделил свое царство на ряд крупных областей, во главе которых стояли представители царской семьи. Все нити государственного управления тянулись в царский дворец.

Большое значение Ашока придавал торговле, как внутренней, так и внешней. В годы его царствования Индия наладила тесные торговые связи с Бирмой, Китаем, Сирией и даже с далеким Египтом. Развитие торговли требовало охраны границ и торговых путей. Поэтому Ашока заботился о состоянии своих вооруженных сил.

Обширное Индийское государство нуждалось в единой религии. Лучше всего подходил буддизм. Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению по всей Индии, порой даже насильственным путем.

Государственная и религиозная деятельность Ашоки вызывала неодобрение у провинциальной знати и брахманов. В конце жизни Ашоки по всей стране прокатилась волна восстаний. После его смерти начался быстрый распад Индийской империи Маурьев.

Примечания:

* «Ашока» – тронное имя одного из младших сыновей Биндусары (293 – 272). Буквально означает «лишенный печали». Собственное имя императора, по всей видимости, было Пиядаси, а во многих эдиктах он именуется Пиядаси Деванампия («царь Пиядаси, милый богам»).

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Государство Ашоки

Последним периодом расцвета рабовладельческого государства древней Индии было время царствования Ашоки (272—232 гг. до н. э.). Ашока, сын Биндусары и внук Чандрагупты, сыграл крупную историческую роль. От своего отца и деда Ашока унаследовал большое и могущественное государство. Ещё при жизни Биндусары Ашока выполнял обязанности наместника царя в Северо-Западной, а затем в Западной Индии, получив, таким образом, хорошую подготовку для управления всем государством. Пребывание Ашоки в больших городах Уджайни и Таксила наложило особый отпечаток на личность, характер и всю дальнейшую деятельность Ашоки. Эти значительные города Северо-Западной Индии были важными культурными центрами, где процветали искусства и науки, в частности астрономия. Здесь получали воспитание сыновья представителей высших каст, особенно брахманов. Культурные веяния, шедшие с запада, из Греции, проникали в Северо-Западную Индию, в область Гандхара и в город Таксила. Раскопки в Таксила обнаружили замечательные памятники архитектуры, скульптурные произведения, выдержанные в греко-индийском стиле, и множество различных монет. Очевидно, Таксила был крупнейшим экономическим и культурным центром Северной Индии того времени.

Ашока вступил на престол в 272 г. ещё совсем молодым. О первых годах его царствования сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь, что в 261 г. Ашока начал войну с царством Калинга, которое он завоевал после упорной борьбы. Этим он завершил начатое Чандрагуптой объединение почти всей Индии в пределах одного большого государства. Страна Андхра, расположенная к юго-западу от Калинги, находилась в зависимости от Ашоки. Только государства Чола, Пандия и Кералапутра, расположенные на самом юге Индии, сохранили свою независимость. Политическое могущество Индийского государства было упрочено Ашокой. Воспоминания о знаменитом и могущественном царе Ашоке и об его огромном государстве сохранились даже в цейлонских хрониках. От времени царствования Ашоки сохранились большие памятники религиозного культа (ступы), каменные монолитные столбы, пещеры, высеченные в скалах, и, наконец, свыше 30 интереснейших надписей, характеризующих деятельность и личность Ашоки и указывающих на введение им новой государственной религии.

Индийские предания приписывают Ашоке значительную строительную деятельность. Так, о нём сообщают, что в Паталипутре он заменил деревянные здания каменными дворцами и основал в Кашмире новый большой город Шринагар, построив там «500 монастырей». Далее, Ашоке приписывают расширение оросительных работ, начатых ещё при Чандрагупте, и постройку в городах многочисленных больниц. Всё это указывает на расцвет Индийского государства в середине III века до н. э.

Обширное государство, основанное Чандрагуптой, расширенное и укреплённое его преемниками, царями из династии Маурья, нуждалось в прочном аппарате государственного управления. Политико-экономический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, министру Чандрагупты, содержит описание сложнейшей системы централизованного и бюрократического управления государством, внутренней и внешней политики, целью которой было всемерное укрепление рабовладельческого государства. Эта бюрократическая система управления, установленная ещё при Чандрагупте, получила своё дальнейшее развитие при Ашоке. Однако обширные пределы государства требовали некоторых изменений в системе управления. Государство Ашоки было разделено на ряд больших областей, во главе которых были поставлены члены царской семьи. Все нити управления страной сосредоточивались в царском дворце. Однако в этот период обнаруживаются и первые признаки некоторой децентрализации. Большое значение в государстве Ашоки получила торговля, как внутренняя, так и внешняя. Обширное Индийское государство связывается довольно прочными нитями с целым рядом соседних стран, с тамильскими государствами Южной Индии, с Бирмой, Сирией и даже с далёким Египтом. Развитие торговли требовало охраны границ и торговых путей. Поэтому большое внимание было обращено на развитие военного дела.

Несмотря на кажущуюся внешнюю прочность, государство Ашоки, ослабленное классовой борьбой и лишённое экономической спайки, распадается вскоре после его смерти. Преемники Ашоки удерживают за собой лишь царство Магадха. Калинга и Андхра отделяются и становятся самостоятельными. Индия, раздробленная и обессиленная, вскоре становится добычей новых завоевателей. Около 250 года до н. э. Диодот, греческий правитель Бактрии, поднял восстание против государства Селевкидов, отделился от него и образовал в Бактрии новое, так называемое Греко-Бактрийское царство, расположенное отчасти на территории нынешней советской Средней Азии. Преемники Диодота расширили пределы этого государства, которое достигло значительного могущества. Деметрий около 190 года до н. э. совершил поход в Северную Индию и завоевал долину Кабула, Пенджаб и Синд. Менандр распространил свою власть вплоть до Ганга, устья Инда и даже захватил области к востоку от Инда (около 155 года до н. э.). Наконец, племена саков (скифов) вторглись около 100 года до н. э. в Северную Индию и образовали здесь Индо-Скифское государство.

Можно предполагать, что непримиримые классовые противоречия привели к значительному потрясению древней социальной системы Индии, облечённой в формы кастового строя с ярко выраженным преобладанием аристократического жречества (брахманов). В Индию постепенно стали проникать иноземные влияния. Брахманская религия начала уступать своё место буддизму. Ко времени Ашоки относится широкое распространение буддийской религии в Индии. Ашока признал буддизм государственной религией и способствовал укреплению и распространению во всей Индии этой новой религиозной системы.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 606-608.


Далее читайте:

Исторические лица Индии (биографический справочник).

Литература:

Hultzsch E., Inscriptions of Asoka, Calcutta, 1925;

Bhandarkar D. R., Asoka, 3 ed., Calcutta, 1955.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС