Аристотель |
|
384-322 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Аристотель
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый-энциклопедист, первый систематический философ, логически, последовательно и детально разработавший все отрасли современного ему знания. А. — ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности А. прошел три основных этапа: 1) 367—347 гг. до н. э. (20 лет)— обучался с 17-летнего возраста в Академии Платона (до момента смерти Платона); 2) 347-335 гг. до н. э. (12 лет) — жил в Пеле, столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; 3) 335-322 гг. до н. э. — основал собственную философскую школу — Ликей (перипатетическую школу). К наиболее известным произведениям А. относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». Философию А. делил на: 1) теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); 2) практическую— о деятельности человека, об устройстве государства; 3) поэтическую. Считается, что фактически у А. как четвертая часть философии была выделена логика. Рассматривая проблему бытия, А. выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по А., в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики — протяженность, покой, движение и др. А. дает свою трактовку данной проблемы: 1) не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; 2) существуют только единичные и конкретно определенные вещи; 3) данные вещи называются индивидуумы (в переводе— «неделимые»). А. выделяет десять категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а девять остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также, согласно А., категории— это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Важное место в философии А. занимают проблемы материи. По А., материя— это потенция, ограниченная формой (напр., медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводу о том, что: 1) всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; 2) изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; 3) реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; 4) потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; 5) высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания, по А., является душа. Философ выделяет три уровня: растительная душа; животная душа; разумная душа. А. выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону, А. разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по А., является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал А.). Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 29-31. Вернуться на главную страницу Аристотеля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |