Ханна Арендт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ханна Арендт

1906-1975

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ханна Арендт

Фотография с сайта http://www.liveinternet.ru/

АРЕНДТ (Arendt) XAHHA (1906-1975) - политический теоретик, философ, или (она не любила называть себя философом) «профессиональный мыслитель». Сложно определить и национальную принадлежность А. Она выросла в немецкоязычной секуляризированной еврейской семье (ее предки по обеим линиям происходили из Российской империи, бабушка была русскоязычной). Получив немецкое гуманитарное образование, с 1924 по 1928 изучала философию в ун-тах Марбурга, Фрейбурга и Гейдельберга (где защитила под руководством К. Ясперса диссертацию, посвященную понятию любви у Бл. Августина). В Марбурге ее учителем был М. Хайдеггер, с которым у нее был роман. Во Фрейбурге один семестр слушала лекции Э. Гуссерля. Тем не менее А. отказывалась признавать себя немкой, а представлялась еврейкой. В 1933 году, после прихода нацистов к власти, А. сразу уезжает в эмиграцию. Попадает в Париж, где долгое время работает в сионистской организации «Молодежная Алия», переправляющей молодых евреев в Палестину. Знакомится с французскими и немецкими (эмигрировавшими) интеллектуалами - Р. Ароном, В. Беньямином, А. Кожевым, А. Койре. В 1940, после оккупирования Франции нацистами, А. с мужем бегут в США. Там они поселяются в Нью-Йорке, где А. (до 1952) работает в различных еврейских организациях. Публикует ряд статей по стратегии и тактике сионизма. В годы войны выступает за создание еврейской армии для борьбы против нацизма. Однако в 1948 не принимает образование Израиля, выступая, скорее, за федерацию с Палестиной и за универсалистский пересмотр сионистской идеологии. В 1951 А. получает американское гражданство и с большой серьезностью относится к своей американской идентичности. После переезда в США пишет на английском языке. В 1953 получает первый профессорский пост и после этого, вплоть до смерти, работает в различных ун-тах США. Будучи известным политическим теоретиком, А. постоянно пишет публицистические статьи и участвует во многих важнейших дебатах американского общества. После войны регулярно ездит в Европу, публикует в Германии свои работы и восстанавливает отношения с К. Ясперсом и М. Хайдеггером (с которым поначалу порвала из-за его участия в нацистском движении). Переписывается с обоими философами на протяжении всей жизни (в наст, время эта переписка опубликована).

Арендт - один из наиболее влиятельных политических мыслителей 20 века. При своем несистематическом, эссеистическом, парадоксалистском стиле письма она всерьез претендовала на разработку систематической аналитики политического и на определение круга основных политических понятий ('Власть, авторитет, насилие, Свобода). Уйдя из «первой» философии в более практическую область, она отрицает - вслед за многими крупнейшими мыслителями последних двух веков - свою принадлежность к философам. Вместе с тем А. отличает строгий философский, беспредпосылочный подход к политическим явлениям, почерпнутый ею у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Основной нерв мысли А. - стремление выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая бы сохраняла пространство для человеческой свободы, а не сводила человека к «объективной» игре причин и следствий. Эта онтология феноменальна, она исходит из явления, а не из скрытой за ним истины. Зоной ее оказывается, по А., политика (или «область публичного») - несводимая к государству и вообще к субъекту. Центральным термином такой политики становится свободное действие (праксис). Для метода А. особенно характерны, по ее собственному признанию, настоятельно проводимые ею различения (напр., между трудом, производством и поступком, между властью и насилием, политикой и экономикой). А. всегда придает своим различениям оценочный смысл и настаивает на их необходимости, объясняя исторические катастрофы неразличающим мышлением, стиранием перегородок - триумфом абстрактных, однородных форм жизни. Первая крупная работа А., сразу принесшая ей известность, - «Истоки тоталитаризма» (1951); пространное, философски ориентированное историческое исследование, состоящее из трех частей: «Антисемитизм», «Империализм» и собственно «Тоталитаризм». Антисемитизм и империализм - не непосредственные причины, а скорее предпосылки «тоталитаризма» (под которым А. имеет в виду исключительно нацистскую Германию и сталинский Советский Союз и который является новым, бес-прецедентным типом режима). В своей трактовке тоталитаризма А. объединяет мотивы критики массового общества (идущие от К. Ясперса, в ряду многих других теоретиков «масс») с мотивами критики рассудочной метафизики (идущими от М. Хайдеггера). Она опирается как на марксистскую традицию (критика империализма, идеологии, отчуждения), так и на традицию консервативную (понятие «масса», разрушение устойчивых институтов и т.д.).

«Тоталитаризм» выводится А. из предпосылок, возникших в позднекапиталистическом, буржуазном обществе. Это эксцесс таких внутренних пороков капитализма, вооруженного либеральной идеологией, как отчуждение, атомизация индивидов, сциентизм, примат экономики над политикой. Само возникновение тоталитаризма внезапно, и оно сразу устанавливает связную систему общественного бытия, описываемую как идеальный тип. Эта система включает в себя массу, направляющее ее «движение», систему власти, основанную на секретной полиции. Тоталитарная власть опирается на наукообразную идеологию, следующую закону достаточного основания, и на террор, разрушающий внутренние границы общества. Вся эта система лишает индивида чувства реальности и разрушает «мир», пространство между людьми, превращая мир в аморфный однородный поток. Книга А. стала очень популярной Она сыграла свою роль в «холодной войне», послужив аргументом для отождествления нацистского и сталинского обществ. В наст, время историки обычно отвергают это отождествление, не входя, впрочем, в детали аргументации А. После законченного описания политического монстра, «радикального зла» тоталитаризма, перед А. встал вопрос о «положении человека», т.е. об условиях возможности человеческого общества, которые разрушаются тоталитаризмом (эти условия не трансцендентальны именно потому, что они могут быть разрушены).

В книге «Vita Activa» (1958) А. описывает как бы негатив тоталитарной системы. Она вводит два онтологических принципа - неидентичная «множественность» людей на Земле и «рождаемость» человека. Из этих двух принципов следует постоянная возможность рождения нового. Она, в свою очередь, создает условие инициативной деятельности, vita activa. Активная жизнь распадается на три способности: «труд» - биологически обусловленный и тяжелый; «создание», или «производство» - творение нового предмета; и собственно действие, или «поступок», - самодостаточная деятельность, не имеющая продукта, обычно политическое действие, или же игра актера в театре. Способность к поступку является высшей, подлинно свободной. Две предыдущие необходимы, но чреваты отчуждением, объективацией деятельности. А. описывает античную Грецию как время и место, где возможность политического была на практике реализована. Vita activa была здесь привилегированной по отношению к созерцательной жизни, vita contemplativa. В свою очередь, политика (или публичность), требующая «поступка», ставилась выше, чем труд и производство, относившиеся к домострою, к частной жизни. Политика, по А., требует различения частной и публичной жизни. Со времен Древней Греции в истории постепенно происходило стирание различий между политикой и частной жизнью - появилась новая, гибридная сфера «общества», или «социального». В результате деятельная жизнь стала считаться несвободной, вынужденной, а созерцательная жизнь заняла предпочтительное место и даже подчинила себе деятельность. Так мы пришли к критическому положению настоящего времени, когда, даже после победы над тоталитаризмом, все основные политические понятия забыты, перепутаны, подменены, а множественность и рождаемость людей забыты во имя абстрактного культа жизни и труда, низводящего людей до уровня животных.

А. отходит от строгого различения производства и поступка в своей следующей большой работе - «О революции» (1963), где она рассматривает возможность политического уже в нововременной истории. Здесь политическое действие реализуется в революциях, когда люди не только действуют политически, но и создают, производят предмет - новую политию. Возможность нового основания - это шанс в посткатастрофической ситуации прерывания традиции. Однако А. указывает на риск беспредельного насилия, заключенный в революционном начале-основании. Она противопоставляет Французскую революцию, сорвавшуюся в террор из- за отождествления политики с экономикой, свободы с нуждой, и американскую революцию (1776-1787), опиравшуюся на уже конституированное общество и поэтому ограничившуюся чистой политикой, сумевшую учредить новое государство. Однако, по А., и американская революция не может считаться удачной, т.к. революционный опыт свободы забыт в совр. американской политике. Она выдвигает революционность Америки как аргумент против реакционной политики США в 1950-1960-х гг. Революции неожиданно происходят вновь (как в 1956 в Венгрии) и будут происходить впредь, они учреждают спонтанную форму политической власти - советы, которую А. противопоставляет репрезентативной демократии.

В соч. «Эйхман в Иерусалиме» (1963) обсуждается природа тела и парадокс суда над нацистским преступником Адольфом Эйхманом: чтобы судить человека, надо сначала идентифицироваться с ним, признать его поступающим, героем. Но самые злые люди не могут быть героями, они делают зло от безмыслия и лени, а поэтому очень трудно судить их «банальное», бесформенное зло. При этом резко критикуется реальный ход процесса над А. Эйхманом в Израиле. Эта книга была продолжением полемики А. с эгоцентризмом израильского сионизма и вызвала шквал возмущения в Израиле.

В книге «Между прошлым и будущим» (1961) и в ряде других работ А. составляет тезаурус политических понятий, прослеживая их историю и давая им парадоксальные, на первый взгляд, определения. Так, свобода отождествляется А., в духе Ф. Шиллера, с «виртуозностью», авторитет - с памятью об основании государства. Власть-мощь, уже в «Истоках тоталитаризма», а позднее в эссе «О насилии» (1970), противопоставляется любому насилию и определяется как способность к совместному политическому действию.

В посмертно опубликованной и недописанной «Жизни духа» (1978) А. обращается к «первой философии», задумав трактат по канону трех кантовских критик - об основных человеческих способностях: мышлении, воле и суждении. Третья часть осталась ненаписанной. В этой книге А. старается дать неметафизический (Метафизика), феноменологический (Феноменология) очерк мышления (как реальной практики, а не нормативной логики) и практической способности, спонтанности (а не субъективности) человека, рассматривая суждение как синтез этих двух способностей. А. демонстрирует свободное, виртуозное владение историей философии. При этом она пересматривает свою прежнюю позицию о преимуществе активности над созерцанием, указывая на свободу и активность самого мышления. А. оказала огромное влияние на философов вт. пол. 20 в.: в частности, на теорию (и утверждение ценности) публичной сферы и коммуникативного действия Ю. Хабермаса и его многочисленных последователей, на концепцию «непроизводительного» сообщества людей, основанного на праксисе и онтологической множественности Ж.-Л. Нанси, на критический анализ совр. общества как управляющего «голой жизнью» и плодящего бесправных лиц, лишенных гражданства, у Дж. Агамбена, а также на многие другие концепции и теории.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 210-212.

Сочинения: Истоки тоталитаризма. М., 1996; Vita Activa, или О деятельной жизни. СПб, 2000; Люди в темные времена. М., 2003; Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М, 2008; Скрытая традиция. М, 2008; Between Past and Future. Six Exercises in Political Thought. N. Y., 1961; On Revolution. N. Y., 1963; On Violence. N. Y., 1970; The Life of the Mind. V. 1-2. N. Y., 1978; The Promise of Politics. N. Y., 2005.

Литература: Wild Th. Hanna Arendt: Leben, Werk, Wirkung. Fr./M., 2006.

Вернуться на главную страницу Арендт

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС