Иван Ангелов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Иван Ангелов

1864-1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Ангелов

Ангелов Иван (1864-1924). Труд и быт болгарских крестьян - основная тема творчества болгарского живописца и графика Ивана Ангелова (псевдоним И.А.Стоянова) - основателя болгарской школы критического реализма в живописи.

Иван Ангелов родился в предгорьях Стара-Планина в селе Вреница Врачанского округа и с самого детства был окружен своими будущими героями, вместе с ними ходил на полевые работы, помогал отцу сеять и жать, косить сено. Начальное образование будущий художник получил в школе в Тырнове (ныне Велико Тырново), а для продолжения учения пришлось уехать сначала в Загреб, а затем в Осиек (в те годы на территории Австро-Венгрии). Способности к рисованию привели

семнадцатилетнего болгарского юношу, как и многих его соотечественников, в Художественно-прикладное училище в Мюнхен, откуда он через год, в 1882 году, перешел в Королевскую Баварскую Академию изящных искусств. Здесь, в Академии, Ангелов получил прекрасную подготовку в академическом рисунке, занимаясь у директора Академии профессора Карла Пилота, известного представителя академического направления в немецкой живописи XIX века.

Годы, проведенные Иваном Ангеловым в Югославии и Германии, принесли на землю Болгарии освобождение от турецкого ига и мир (1877-1878). Создание новой болгарской культуры требовало объединения усилий всех болгар, поэтому именно в 1880-е годы многие его деятели вернулись из эмиграции на родину, чтобы принять личное участие в возрождении национального искусства.

В 1886 году после окончания Академии в Мюнхене вернулся в Болгарию и Иван Ангелов. Сначала он преподавал в школе в Варне, затем в Софии. В Софии в 1887 году состоялась и его первая персональная выставка (вторая в Болгарии после освобождения, первой выставкой болгарской живописи была выставка Ивана Димитрова в 1885 году). На своей выставке Ангелов показал жанровые картины, серию пейзажей Болгарии, благожелательно встреченные болгарской общественностью.

Для завершения профессионального художественного образования Иван Ангелов отправляется в Италию, где в 1888- 1889 годах знакомится с произведениями великих итальянских мастеров, изучает творчество современных ему итальянских художников.

Возвратившись на родину в 1889 году, художник снова начинает преподавать рисунок и живопись, сначала в школах Сливена и Пловдива, а затем в Софии. Многие годы он преподавал в Рисовальном училище (в 1908-1921 годах оно носило название Художественно-индустриального училища) в Софии, а когда оно в 1921 году было преобразовано в Академию художеств, стал ее профессором.

Иван Ангелов - один из самых плодовитых болгарских художников начала XX века. Из-под его кисти вышли многочисленные пейзажи, жанровые картины, портреты, большое число рисунков, акварелей. Он обладал способностью запоминать натуру до мельчайших подробностей и мгновенно переносить свое восприятия натуры на бумагу или холст.

Верность народным типам, правдивая характеристика болгарского крестьянина начала XX века, бесправного перед богатыми и беспомощного перед стихиями, стали основной темой творчества Ангелова до последних дней жизни. Тяжкий труд, нелегкие будни крестьян вызывали в нем деятельное сочувствие, желание показать их жизнь во всей ее сложности ("Бог дал, бог взял", 1903; "Буря в сердце и на небе", 1905; "Косарь", 1924). Поэтические образы болгарских крестьянок - особая страница творчества художника. Его крестьянки - красивые, статные, свободные в движениях, как бы заполняют своей жизненной энергией его богатые и сложные по колориту полотна ("Жатва", "Жница", обе - 1892; "Сборщица роз", 1921); как в знаменитом болгарском танце "хоре", подняла руки с ситом веяльщица бобов ("Веяльщица", 1919). В женских образах Ангелов доходит до эпических обобщений, символических образов. Изящество рисунка, ювелирность мазка, изысканность колористического решения присущи этим работам художника.

Любовью к родному краю проникнуты пейзажи Ангелова, созданные во время многочисленных путешествий по Болгарии ("Пейзаж Сливена", 1888; "Ливада", 1919, оба - в Национальной художественной галерее, София).

Ангелов представлял болгарское искусство на многих крупных художественных выставках рубежа XIX-XX веков. В 1892 году экспонировавшаяся на Пловдивской ярмарке картина "Жатва" была удостоена золотой медали. В 1904 году он показал свои работы на Первой Южнославянской выставке в Белграде, а в 1906 году - на Второй Южнославянской выставке в Софии, в 1907 году принял участие в Международной художественной выставке в Лондоне и в том же году его работы экспонировались во Флоренции на выставке Общества итальянских художников, в 1922 году - на выставке болгарского искусства в Вене и многих других.

Использованы материалы статьи Т.Гатовой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


Далее читайте:

Болгария в XIX веке (хронологическая таблица).

Болгария в XX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Болгарии (биографический указатель).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС