Ананьев Анатолий Андреевич |
|
1925-2002 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий Андреевич Ананьев
Ананьев, Анатолий Андреевич. Род. 1925, ум. 2001. Писатель. Автор рассказов, повестей, очерков. Крупные произведения: роман "Танки идут ромбом" (1963), "Версты любви" (1971), "Годы без войны" (в 3-х кн., 1975—81), "Скрижали и колокола" (кн. 1, 1989). Главный редактор журнала "Октябрь" (1973—1992). Герой Соц. Труда (1984). + + + Ананьев, Анатолий Андреевич, писатель; родился 18 июля 1925 г. в городе Джамбуле (Казахстан); участник Великой Отечественной войны; окончил филологический факультет Казахского государственного университета им. С. М. Кирова; профессиональной литературной деятельностью занимался с 1958 г.; работал главным редактором журнала "Октябрь" (1973—2002); избирался народным депутатом СССР (1989—1991); являлся первым заместителем председателя Федерации мира и согласия; академик РАЕН (1995); Герой Социалистического Труда; автор романов "Танки идут ромбом", "Версты любви", "Годы без войны", "Скрижали и колокола", "Лики бессмертной власти", "Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России" и многочисленных других произведений; скончался 8 января 2002 г. Ананьев Анатолий Андреевич (р. 1925), прозаик. Родился 18 июля в городе Джамбуле (Казахстан) в рабочей семье. Окончил семь классов, поступил в техникум. Когда началась война, проходил летнюю практику - был учеником монтера на заводе. Через год поступил в артиллерийское училище в Харькове. Выйдя по окончании училища младшим лейтенантом, с действующей армией попадает под Курск, оказавшись непосредственным участником известного Курского сражения. События и переживания этого времени найдут отражение на страницах романа "Танки идут ромбом" (1963). После войны закончил филологический факультет Казахского университета. В студенческие годы начал писать стихи и прозу. С 1958 всецело отдается литературной деятельности: публикует цикл "Верненские рассказы", повесть "Малый заслон" (1959), затем очерковые повести "Тень Иисуса (1961), "Жерновцы" (1962), "Козыри монаха Григория" (1964). В конце 60-х переехал в Москву. Память о войне оживает в произведениях на мирные темы - романы "Межа" (1969), "Версты любви" (1971), "Годы без войны" (1975 - 79). В 1990 появляется его роман "Скрижали и колокола", в 1993 - роман "Лики бессмертной власти", посвященный царствованию Иоанна Грозного; в 1996 - "Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России". Художественное осмысление исторических свидетельств, фактов, документов раскрывает все более четко оригинальную авторскую концепцию истории России. С 1973 являлся главным редактором журнала "Октябрь". А. Ананьев последние годы жил в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Писатель XX векаАнаньев Анатолий Андреевич [18.7.1925, г. Аулие-Ата (с 1938 — Джамбул), Казахстан — 7.12.2001, Москва] — прозаик, публицист, критик. Родители — из крестьян, отец — участник Первой мировой войны, затем — красноармеец, воевал в Сибири, Казахстане, Средней Азии. Демобилизовавшись по инвалидности, вернулся с семьей в родное с.Рыково, близ Белебея (Южный Урал), где Ананьев с детства узнал тяжесть крестьянского труда и голод, спасаясь от которого семья вновь двинулась в Среднюю Азию. И.Волгин, исследователь творчества Ананьева, сообщает, что отец писателя был дважды раскулачен, о чем не упоминается ни в одной официальной биографии, но что отложилось в памяти Ананьева. В г.Намангане прошло детство Ананьева, учеба в техникуме (из школы ушел, чтобы помогать семье), работа на хлопкоочистительном заводе. Отсюда в 1942, не достигнув 18 лет, Ананьев ушел в армию: учился в эвакуированном в г.Фергану Харьковском артиллерийском училище, затем был послан на фронт. Войну Ананьев прошел от Курской дуги до австрийского города Пугшталь, где встретил Победу. В дек. 1945 20-летний Ананьев, израненный и контуженный, возвратился домой. Семья (старик-инвалид отец, почти ослепшая мать, больной туберкулезом младший брат) жила в основном на его военное жалование. Пришлось срочно, забрав брата, ехать на работу в колхоз. Учился в вечерней школе, затем — заочно в сельскохозяйственном институте, ставил удачные опыты по выращиванию табака, работал на Алма-Атинском ферментационном заводе. В Алма-Ате Ананьев впервые опубликовал несколько стих, и понял, что его призвание — литература. В 1956 выходит первая и единственная книга стихов Ананьева «Верный путь». В 1958 Ананьев оканчивает филологический факультет Казахского университета, в этом же году выходит его первая книга прозы — историко-революционный цикл «Верненские рассказы» (дореволюционное название Алма-Аты — г.Верный). Со студенческих лет Ананьев работал в газетах, публикуя острые проблемные статьи по различным вопросам, в т.ч. экологическим. В 1959 появляется первая повесть Ананьев о Великой Отечественной войне — «Малый заслон», в которой проявилась способность автора подробно и живо запоминать увиденное (написанная до этого на современном материале повесть «Смотрины» напечатана не была, кроме небольшого отрывка под названием «Жирный гусь» // Литературный Киргизстан. 1959. №4). В «Малом заслоне» идет речь о боевой операции в р-не Мозырь-Калинковичи, к которой Ананьев вернется еще раз в романе «Версты любви». Это не случайно: именно здесь Ананьев пережил то потрясение и боль, которые вызвали в нем желание рассказать об увиденном на войне. В 1963 вышел роман «Танки идут ромбом» — о самых первых военных впечатлениях Ананьев, о Курской битве. По количеству страниц роман почти не превышает большую повесть. Но «пространство боя» у Ананьев уже приобретает др. характер — становится объемнее и глубже. Ананьев сочетает «окопную правду» (что дало возможность соединить его с направлением т.н. «лейтенантской прозы») с отчетливо присутствующим контекстом всей войны. Главными в повествовании были не масштабы сражения, но предыстория героев, раскрытие диалектики их внутреннего мира. Герой романа (во многом автобиографический) лейтенант Володин познает многое, впервые не по книгам понимает, что такое война и что такое Родина. Но только спустя много лет после «ночей мучений», изучения архивов и документов перед героем (как и перед самим автором) отчетливо предстанет вся Курская битва — в ее человеческом и всемирно-историческом значении. В критических откликах на роман подчеркивалась стилевая доминанта прозы Ананьев — откровенная ориентация на традиции Л.Толстого, проявившаяся как во внутреннем стремлении к аналитичности, так и в откровенном следовании ряду приемов толстовского построения фразы с ее большим объемом, как бы замедленным ритмом и усложненным синтаксисом. Почти через десятилетие (1971) появился еще один роман Ананьев о войне, получивший совсем не военное название — «Версты любви». Его открытая обращенность в настоящее будет подчеркнута двойным худож. временем, героями двух эпох. Он написан в иную пору все более углубляющегося внимания литературы к нравственным проблемам, к вечным ценностям человеческого бытия. В случайную встречу представителей военного и послевоенного поколений властно врывается память о любви, которая сильнее войны, сильнее смерти. Проза Ананьев приобретала философский характер: размышления о том, в чем истинное назначение человека, об извечных проблемах добра и зла, о связи времен, о свободе воли и долге, о сложности нравственного выбора. В промежутке между «этапными» военными романами в 1960-е Ананьев написан ряд произведений, не сыгравших особой роли в истории литературы. Это очерковые повести на «дежурную» атеистическую тему (где вдобавок стерта грань между христианской религией и сектантством) — «Тень Иисуса» (1961) и «Козыри монаха Григория» (1964), а также острый по проблематике («крестьянское братство» старой деревни — миф или правда?), но достаточно уязвимый с точки зрения прямолинейности художественного решения роман о русской деревне — «Межа» (1969). С 1973 Ананьев занимает пост главного редактора журнала «Октябрь». С этого времени журнал приобретает выраженный «предперестроечный» характер, о чем свидетельствует резкое изменение тематики произведений (многие из них относятся к «возвращенной литературе») и круга привлекаемых авторов. Это было тем более знаменательно, что Ананьев в советские годы отнюдь не принадлежал к числу гонимых, занимая видные посты секретаря правления СП СССР, депутата Верховного Совета, а затем — народного депутата СССР, заместителя председателя Советского комитета защиты мира. В 1975-1984 Ананьев публикует 4 книги романа с подчеркнутым названием «Годы без войны». Роман продолжал традицию философских размышлений «Верст любви», основанных на характерном для Ананьев пристальном художественном исследовании сугубо конкретных деталей и подробностей человеческого бытия в определенную историческую эпоху. В произведении соединились черты различных типов романа — семейного, производственного, исторического и др. Сложная структура текста с достаточно прочно «сцементированными» сюжетными линиями представляет как бы многопрофильный срез истории общества второй половины XX столетия с его государственными и частными проблемами. Это дало основание критике определить роман как своеобразную «энциклопедию советской жизни». Обратившись не к «роковым» или «звездным» часам человечества, а к эпохе внешне стабильной, Ананьев увидел в крушении семейных отношений, личной жизни признаки надвигающихся общественных катаклизмов. В начале 1990-х Ананьев создает 2 романа о противоречиях сегодняшней жизни (которые, по мнению Ананьев, следует разрешать с оглядкой на национальный опыт прошлого, на «письмена и скрижали истории») — «Скрижали и колокола» (1990), а также исторический роман об эпохе Ивана Грозного — «Лики бессмертной власти» (1993), впрочем, далеко выходящий за рамки одного только XVI в. Роман обращен к исследованию самой природы тирании. В 1993-94 читатель познакомился с еще одной попыткой Ананьев «подойти к современности с глубокого тыла» (слова А.Толстого) — «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России. Версии, основанные на исторических свидетельствах, фактах и документах». В произведениях Ананьев последних лет все более отчетливо проявляется стремление исследовать реальность и мифы русской государственности. К.Ф.Бикбулатова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 51-53. Далее читайте:Письмо сорока двух, Известия. 1993. 5 октября. Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Собрание сочинений: в 8 т. / вступ. статья И.Л. Волгина. М., 1996-99; Память сердца: очерки. М., 1975; Главная дорога: Писатель о творчестве. М., 1978; Тихий сотрудник: пьеса // Театр. 1981. №3; Напоминание старых истин. О времени и о себе: статьи. М., 1982; Дача Сталина: Рассказ // Теплый стан: Альм. М., 1990. Вып.1; Скрижали и колокола: роман. М. 1990; Лики бессмертной власти: Царь Иоанн Грозный: роман. М., 1994; Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России. Версии... // Октябрь. 1993. № 9-10; 1994. № 11-12; Не променяю сегодняшнюю свободу на вчерашнее благополучие: интервью// Известия. 1995. 18 июля. Литература:Коваленко Р.М. Анатолий Ананьев: страницы жизни, страницы творчества. М., 1985; Бочаров А. Глубина бытия // Знамя. 1985. №7; Леонов Б. Признание // Молодая гвардия. 1985. №7; Михайлов А. Собеседники: Статьи. Очерки. Портреты. М., 1985; Синельников М. О времени мужества // Москва. 1985. №7; Зуев Б. Человек и земля // Литературное обозрение. 1989. №9.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |