Амфилохий Иконийский |
|
339-384 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Амфилохий ИконийскийАмфилохий Иконийский — святой, епископ г. Иконий, богослов IV века, отец Церкви. Родился между 339 и 345 годы. в Кесарии Каппадокийской, умер вскоре после 384 г. Был сыном ритора, состоял в родстве с Григорием Богословом. В молодые годы обучался у Либания в Антиохии, затем стал ритором и адвокатом в Константинополе. В начале 70-х годов вернулся на родину и несколько лет прожил в родительском доме. В конце 373 года под влиянием Василия Великого Амфилохий против его воли был избран епископом Иконийским. В своей пастырской деятельности он неизменно пользовался советами и помощью своего духовного наставника — Василия Великого. По просьбе Амфилохия Василий написал знаменитую книгу «О Святом Духе», для него же подготовил «Канонические правила». В епископском сане Амфилохий начал изучать богословие. В 381 году он участвовал в работе Второго Вселенского собора в Константинополе и в последующие годы часто бывал в столице. Кроме ариан и аполлинаристов, Амфилохию пришлось бороться с мессалианами, против них он организовал церковный Собор в Сиде. Из творений Амфилохия сохранилось немногое, в том числе 8 гомилий на праздники складывающегося в те годы богослужебного круга. В них чувствуется опытный ритор, стиль Амфилохия напоминает творения Григория Богослова. Кроме гомилий, сохранилось его послание от имени Иконийского собора 376 года о Святом Духе и «Ямбы к Селевку». Из других сочинений Амфилохия сохранились лишь 22 фрагмента. Амфилохий впервые начал употреблять в качестве термина слово «ипостась» и дал ему определение «образа бытия», ставшее впоследствии общеупотребительным и закрепившееся в византийском богословии в начале V века. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 80. 1. Св. Амфилохий тесно связан с великими Каппадокийцамин, - по-видимому, был даже в родстве с Григорием Богословом. Родился около 339-345 г. в Кесарии Каппадокийской, был сыном ритора. Учился у Ливания в Антиохии. Затем был ритором и адвокатом в Константинополе. В начале семидесятых годов он возвращается на родину и несколько лет живет в родительском доме. Его влечет монашеский идеал. В конце 373 г. вопреки воле Амфилохий был избран епископом Иконийским, - вероятно, под влиянием Василия Великого. Амфилохию пришлось управлять обширною областью. В своей пастырской деятельности он всегда прибегал к совету и помощи св. Василия. В споре с духоборствующими он обращался к нему и в ответ получил знаменитую книгу: 0 О Святом Духе, которую он и предложил во вразумление несогласным. Подобным образом, он получил от Василия Канонические Правила. Со своей стороны Василий высоко ставил и ценил Амфилохия. Уже в епископском сане Амфилохий начал систематически изучать богословие. Он начал с Библии. Вряд ли он занимался много проблемами спекулятивного богословия. У него не было ни философских интересов, ни философской подготовки. Это сказывается в его богословских писаниях. Он богословствует просто, не без наивности, и всегда на библейской основе. - В 381 году Амфилохий был в Константинополе на Вселенском соборе. Здесь он был признан «"свидетелем веры»" для Азии... В последующие годы Амфилохий не раз бывал в Константинополе. Это было время наряженной борьбы с еретиками: кроме ариан и аполлинаристов Амфилохию пришлось бороться с мессалианами (или евхитами), - против них он собрал собор в Сиде. Вообще у Амфилохия был дар и и призвание церковно-общественного деятеля. Может быть, не без его влияния государством были приняты в эти годы суровые меры против энкратических сект. - Последние годы своей жизни Амфилохий был близок к кружку Олимпиады в Константинополе. Скончался по-видимому вскоре после 384 года. 2. Из творений Амфилохия сохранилось немногое. Прежде всего 8 гомилий, в том числе на день Сретения Господня, - древнейшее слово на этот день. Интересно отметить также слово на Преполовение или в неделю о расслабленном. Это связано с литургической работой Каппадокийцев над организацией годичного богослужебного круга. В словах Амфилохия чувствуется опытный ритор, умеющий говорить выразительно, ярко и живописно. По стилю Амфилохий напоминает Григория Богослова. Характерно, что Амфилохий стремится к историческому реализму в объяснении Евангельских текстов. Прежде всего он старается оживить пред взорами своих служителей исторический образ Христа. С полным основанием подчеркивают видное место Амфилохия в истории проповеди и видят в нем предшественника Златоуста, на которого может быть он оказал и прямое влияние. Кроме гомилий сохранилось писанное Амфилохием послание Иконийскаго собора 376 года ο Духе Святом и «Ямбы к Седевку» дидактического содержания. Из других сочинений Амфилохия сохранились только фрагменты, числом 22. По-видимому он писал много: между прочим, против ариан, ο Духе Святом, об апокрифах, употребляемых еретиками. Особо нужно отметить толкование на Притч. (см. 8:22) и ряд толкований христологических текстов. В последние годы открыт большой отрывок из книги против энкратитов. 3. Амфилохий не был мыслителем. Он богословствовал, как пастырь и учитель, противополагающий учение Церкви лжеучению еретиков. Это не лишает его богословия оригинальности. В нем чувствуется ясность горячей и спокойной веры. В Троическом богословии он ближе всего к Григорию Богослову. Вслед за ним он определяет ипостасипостасные свойства Сына и Духа, как рождение и исхождение. Резко подчеркивает всегда Троическое единство. С этим связано ето терминологическое нововведение: ипостасипостаси он определяет, как «"образы бытия»,," ιρόποι τΑς ύπάρΰњњως. Это выражение у великих Каппадокийцев еще не имеет значение термина. Такой смысл оно получает у Амфилохия впервые. Для Амфилохия Троическияе имена не имена сущности, но имена отношении или «"образов бытия»..."... Чрез это понятие получает симметрическую определенность и понятие ипостасипостаси. В начале V-го века термин Амфилохия стал общепринятым. Это свидетельствует, во всяком случае, ο его богословско-филологической чуткости. И тоже сказывается в его христологии. Здесь ему удается четкость формул. «"Две природы во едином Лице»,," это для него исходная точка. Отсюда он заключает ο «"двойном существе»" Христа и ο двойном единосущии. Он опережает богословский язык своего времени и вводит в христологию термин: ипостасипостась. Со всею решительностью говорит он ο полноте человеческого естества во Христе. И от полноты заключает ο двух волях... Твердо говорит Амфилохий ο нераздельном и неслиянном единении естеств: «"Говорю ο едином Сыне из двух природ, неслиянно, неизменно, нераздельно»..."... Это определяется для него сотериологическими мотивами: страдал за человека человек, и потому страдание спасительно, как сострадание. От смерти человек освобожден не властью, но именно состраданием... И по сколько, только Бог мог снять проклятие... И ипостасипостасное средоточие Богочеловеческого лика Амфилохий видит в Божественном естестве, «"вселившемся»" в человеческом, как в храме. Св. Амфнлохий Иконийский. Первый свод фрагментов принадлежит Комбефизу, - Migne, т. 31. Дополнения и исследование в названной выше книге К. Ноll'я. Срв. еще G. Ficker, Amphilochiana, l, 1906; F. Cavallera, Les fragments de St. Ampyloque dans l'Hodegos, Revue d'histoire ecclйsiastique, 1907. Цит. по: Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. 7. Меньшие богословы IV-го века. III. Св. Амфилохий Иконийский.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |