> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Алексий (Молчанов)

1853-1914

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Алексий (в миру Молчанов Алексей Васильевич), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (5.10.1853—20.05.1914), деятель монархического движения.

Родился в многодетной семье в с. Люковское Сарапульского у. Вятской губ. Окончил сначала Глазовское Духовное училище, а в 1876 Вятскую Духовную семинарию. Не имея средств для продолжения образования, после семинарии стал учителем, затем псаломщиком. В 1883 женился. В этом же году ему удалось поступить в Казанскую Духовную академию. В 1885 рукоположен во священника. В 1887 окончил Академию, а в 1888 получил степень магистра богословия и назначен законоучителем училищ и гимназий Казани. В 1897 скончалась жена, и 4 сент. 1899 священник Алексей Молчанов принял постриг. 7 сент. 1899 он получил назначение на должность ректора Казанской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а менее чем через год — 20 июля 1900 — стал ректором Казанской Духовной академии. 9 сент. 1900 хиротонисан во епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии.

В самый разгар смуты, в марте 1905 получил назначение на самостоятельную кафедру, стал епископом Таврическим и Симферопольским. Именно здесь владыке пришлось отстаивать свои монархические убеждения. Он много способствовал умиротворению на земле Тавриды. В своих проповедях предостерегал, чтобы дарованные Государем свободы не повлекли свободу от совести. Твердая и активная позиция епископа бесила заправил крамолы. Дважды на него совершались покушения. Один раз злоумышленники стреляли в окно его спальни. Другой раз злодеи пытались поджечь дом, где владыка остановился на ночлег во время объезда им епархии. Еп. Алексий поддерживал связи с монархистами. Так он выступал с докладами в Русском Собрании (РС): 23 марта 1908 читал доклад на тему «Жизнь вне Бога», 2 мая 1908 — на тему «Чудо Воскресения Христова». Его авторитет среди монархистов был достаточно высоким. Об этом свидетельствует, к примеру, такой факт: Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 направил приветственные телеграммы всего лишь пяти архиереям: митр. Владимиру (Богоявленскому), архиеп. Антонию (Храповицкому), еп. Гермогену (Долганову), Никону (Рождественскому) и Алексию. В ответной телеграмме владыка писал: «Только Русский Народ, верный Богу и Царю, может сказать русской революции свое мощное слово — “умолкни, перестань”. Верю я: настанет желанная тишина. Бог тебе в помощь, Православный Русский Народ». В нояб. 1910 назначен епископом Псковским и Порховским. Однако 1,5 года спустя, в апр. 1912 переведен на Тобольскую кафедру. Это было явное понижение, поводом к которому послужила история с сектой иоаннитов в Воронцовском монастыре епархии. Недоброжелатели владыки сумели раскрутить скандал. Однако через 1,5 года в окт. 1913 он получил ответственное высокое назначение, став архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии и членом Св. Синода. Называл Распутина «Божьим человеком». Похоронен на родине в Вятской губ. Характеризуя деятельность владыки, митр. Мануил (Лемешевский) писал: «На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений».

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Святой Киприан Карфагенский и его учение о церкви. Казань, 1888; Жизнь без Бога. Публичное богословское чтение. Казань, 1903; 22 окт. 1905 в Казани. Казань, 1905; Отчего душа болит. Богословское чтение. Симферополь, 1905; Поучение, сказанное в Бердянском соборе в дек. 1907 в день освящения и открытия памятника Государю Императору Александру II // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1907. № 51—52; Историческая памятка о Таврической епархии. Симферополь, 1909; Псковские речи и поучения. Тобольск, 1912; Праздник жизни. Тобольск, 1913; Публичные богословские чтения. Тобольск, 1913; Хула на Духа Святаго. Казань, 1913; О нравственных условиях научного образования. Тифлис, 1914.

Литература:

Некролог // Исторический вестник. 1914; № 7; Некролог // Московские ведомости. 1914. № 117; Новый Экзарх Грузии Алексий. Биогр. очерк. Тифлис, 1914.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС