Алексий (Молчанов) |
|
1853-1914 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Алексий (в миру Молчанов Алексей Васильевич), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (5.10.1853—20.05.1914), деятель монархического движения. Родился в многодетной семье в с. Люковское Сарапульского у. Вятской губ. Окончил сначала Глазовское Духовное училище, а в 1876 Вятскую Духовную семинарию. Не имея средств для продолжения образования, после семинарии стал учителем, затем псаломщиком. В 1883 женился. В этом же году ему удалось поступить в Казанскую Духовную академию. В 1885 рукоположен во священника. В 1887 окончил Академию, а в 1888 получил степень магистра богословия и назначен законоучителем училищ и гимназий Казани. В 1897 скончалась жена, и 4 сент. 1899 священник Алексей Молчанов принял постриг. 7 сент. 1899 он получил назначение на должность ректора Казанской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а менее чем через год — 20 июля 1900 — стал ректором Казанской Духовной академии. 9 сент. 1900 хиротонисан во епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. В самый разгар смуты, в марте 1905 получил назначение на самостоятельную кафедру, стал епископом Таврическим и Симферопольским. Именно здесь владыке пришлось отстаивать свои монархические убеждения. Он много способствовал умиротворению на земле Тавриды. В своих проповедях предостерегал, чтобы дарованные Государем свободы не повлекли свободу от совести. Твердая и активная позиция епископа бесила заправил крамолы. Дважды на него совершались покушения. Один раз злоумышленники стреляли в окно его спальни. Другой раз злодеи пытались поджечь дом, где владыка остановился на ночлег во время объезда им епархии. Еп. Алексий поддерживал связи с монархистами. Так он выступал с докладами в Русском Собрании (РС): 23 марта 1908 читал доклад на тему «Жизнь вне Бога», 2 мая 1908 — на тему «Чудо Воскресения Христова». Его авторитет среди монархистов был достаточно высоким. Об этом свидетельствует, к примеру, такой факт: Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 направил приветственные телеграммы всего лишь пяти архиереям: митр. Владимиру (Богоявленскому), архиеп. Антонию (Храповицкому), еп. Гермогену (Долганову), Никону (Рождественскому) и Алексию. В ответной телеграмме владыка писал: «Только Русский Народ, верный Богу и Царю, может сказать русской революции свое мощное слово — “умолкни, перестань”. Верю я: настанет желанная тишина. Бог тебе в помощь, Православный Русский Народ». В нояб. 1910 назначен епископом Псковским и Порховским. Однако 1,5 года спустя, в апр. 1912 переведен на Тобольскую кафедру. Это было явное понижение, поводом к которому послужила история с сектой иоаннитов в Воронцовском монастыре епархии. Недоброжелатели владыки сумели раскрутить скандал. Однако через 1,5 года в окт. 1913 он получил ответственное высокое назначение, став архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии и членом Св. Синода. Называл Распутина «Божьим человеком». Похоронен на родине в Вятской губ. Характеризуя деятельность владыки, митр. Мануил (Лемешевский) писал: «На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений». Степанов А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Святой Киприан Карфагенский и его учение о церкви. Казань, 1888; Жизнь без Бога. Публичное богословское чтение. Казань, 1903; 22 окт. 1905 в Казани. Казань, 1905; Отчего душа болит. Богословское чтение. Симферополь, 1905; Поучение, сказанное в Бердянском соборе в дек. 1907 в день освящения и открытия памятника Государю Императору Александру II // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1907. № 51—52; Историческая памятка о Таврической епархии. Симферополь, 1909; Псковские речи и поучения. Тобольск, 1912; Праздник жизни. Тобольск, 1913; Публичные богословские чтения. Тобольск, 1913; Хула на Духа Святаго. Казань, 1913; О нравственных условиях научного образования. Тифлис, 1914. Литература:Некролог // Исторический вестник. 1914; № 7; Некролог // Московские ведомости. 1914. № 117; Новый Экзарх Грузии Алексий. Биогр. очерк. Тифлис, 1914. Здесь читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|