Алексий I |
|
1877-1970 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексий I (Симанский)
АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович) ( 1877-1970). Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Первоначальное образование получил в Николаевском лицее и Лазаревском институте восточных языков. В 1899 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1904 г. — Московскую духовную академию. С 1913 г. — епископ Тихвинский. В 1921-1922 гг. временно управлял Петроградской митрополией. В октябре 1922 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности» подвергся административной высылке на 3 года в Казахстан. С 1926 г. управлял Новгородской епархией. Будучи ближайшим сотрудником митрополита Сергия, участвовал в составлении «Декларации» от 29 июля 1927 г. Входил в состав Временного патриаршего священного синода. 1) С 1932 г. — митрополит Новгородский. В период с октября 1933 по февраль 1945 г. управлял Ленинградской епархией, пережил вместе со своей паствой блокаду Ленинграда. В сентябре 1943 г. участвовал в работе Архиерейского собора, 2) где был избран постоянным членом Святейшего синода. В 1945 г. на Поместном соборе 3) избран патриархом Московским и всея Руси. Возглавлял Русскую православную церковь в течение 25 лет. Скончался в Москве. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Взаимоотношения Церкви и государства в сталинскую эпоху исследует священник Г. Якунин. 4) Он отмечает, что среди бесчисленных поздравлений и множества подарков ко дню семидесятилетия со дня рождения Сталина Приветственный адрес духовенства Русской Православной Церкви Вождю народов СССР был, пожалуй, самым ценным подношением, полученным Великим юбиляром в эти дни. Этот почетный «словесный подарок» был апофеозом поклонения «служителей культа» «культу личности» Сталина. Канонархом патриархального хора, воспевающего славословия Великому Вождю, был патриарх Алексий. Он выражал вполне религиозное благоговение к Сталину, называя его «наш любимый», уверял вождя, что «искренние и сердечные» поздравления и «горячие пожелания» исходят от «заветных чувств наших к Вам», выступал «с горячими молитвенными пожеланиями» Сталину «благословения Божия и многих лет неизменного руководства нашей великой державой» и даже призывал всех православных русских христиан... превыше всего благодарить Бога за то, что «Он... возглавил страну нашу избранным Им Гениальным Вождем...» В дальнейшем Алексий величает Сталина словосочетаниями: «Верховный Вождь русского народа», «Гениальный Вождь», «Великий и мудрый Вождь», «Великий строитель народного счастья». «Порыв благодарственных чувств» к Сталину захватил и других иерархов Русской Православной Церкви. Якунин приводит, например, слова из церковной проповеди в свое время много пострадавшего за веру архиепископа Луки: 5) «И вознеси Богу благодарственное моление за то, что Он дал нам этот столп мира (Сталина. — Сост.), этот столп правды социальной. Аминь». Приветственный адрес к 70-летию Сталина подписали те самые архиереи, большинство которых прошло заключения и ссылки, и они не могли не знать о великих страданиях, перенесенных народами России, в том числе и христианами, по вине Сталина. Как могло случиться столь глубокое «соборное» падение иерархов Русской Церкви, подписавших, можно смело утверждать, самый позорный документ за всю историю христианской церкви? У патриарха Алексия и у некоторых других руководителей Патриархии отношение к Сталину было, несомненно, искренним. Какую же глубокую аберрацию духовного зрения нужно было иметь, чтобы в «некоронованном императоре» увидеть не «Нового Нерона», а «Нового Константина»? Каковы были причины усердного «каждения» Московской патриархии обожествленному тирану? Почему епископат Русской Церкви «поклонился» тому самому «Мудрому Вождю», к 70-летию которого по его воле десятая часть населения страны истреблялась в трудовых лагерях; который в 30-е годы фактически уничтожил Русскую Православную Церковь, закрыл и разгромил тысячи храмов и приходов... Неужели только из страха? 6) Начало этого служения падает на 1943 г., когда Московская патриархия, неожиданно для нее самой, была реставрирована Сталиным. Стремительно вознесенная с уровня призрачного прозябания на вершину внешнего благополучия и почета, она сразу же включилась во всеобщее прославление «Отца народов». Однако еще раньше, в середине 30-х годов, как считает Якунин, Сталин, захвативший к тому времени всю полноту власти, начинает постепенно, но коренным образом менять стратегию Советского государства. Ко Второй мировой войне лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» превратился лишь в формальный, никем не замечаемый гриф, стоящий над названиями газет, в то время как само государство приняло имперско-националистический курс. Важной вехой в этом процессе явилось Постановление ЦК партии 1936 г. по поводу антирелигиозной пьесы Д. Бедного «Крещение Руси» (в нем осуждается пьеса, крещение Руси признается явлением положительным, а монастыри — рассадниками просвещения). Особенно бурно активизировался этот процесс с началом Второй мировой войны. Сама война, по аналогии с войной против Наполеона, названа «Отечественной». 3 июля 1941 г. Первые слова обращения Сталина к народу — типичное начало церковной проповеди: «Братья и сестры!» 7 ноября 1941 г. в юбилейном докладе Сталин произносит: «Пусть осенит вас знамя ваших великих предков». По указанию Сталина великий князь Дмитрий Донской и св. Александр Невский, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов объявляются национальными героями. Есть серьезные основания предполагать, пишет Якунин, что в послевоенный период у руководства Московской патриархии было предчувствие великих грядущих перемен. Патриарх Алексий и его ближайшее окружение, по-видимому, ожидали скорого наступления момента, когда Сталин — «Новый Константин» — распустит или полностью переформирует компартию, провозгласит страну «панславянской империей» и, испросив у Московского Патриарха венчания на Царство, сделает православие официальной государственной религией. И таким неожиданным путем восторжествует на Руси гениальная идея старца Филофея 7) — «Москва — третий Рим». Имперско-националистический курс Сталина достиг апогея в последние годы его жизни. В дни шумного и пышного празднования 800-летия Москвы над городом с помощью аэростатов царило огромное изображение Сталина, подсвечиваемое с земли прожекторами. Снизу пораженным зрителям казалось, будто само облако небесное принимало всем дорогие черты Великого Вождя. В «Патриаршем послании по случаю церковного (? — Г.Я.) празднования 800-летия Москвы», в эти дни читаемом с церковных амвонов, писалось следующее: "....мы утверждаемся в веровании, что Господь хранил и хранит Град, что не напрасен был труд создавших его и не бесплоден подвиг стерегущих (т. е. Сталина. — Г.Я.)..." Необходимо отметить, что в последние годы жизни Сталина в связи с так называемой кампанией «борьбы за мир» из уст церковных руководителей вовсе кощунственно зазвучали слова мессианских чаяний, уже прямо привязываемые к личности Сталина: «Неприступной цитаделью мира возносится Советский Союз над мутными волнами взбаламученного океана. Наша цитадель выше Монбланов и Эверестов. На сторожевой башне стоит первый человек мира. Зорки очи его, крепка рука, указывающая людям дорогу жизни, мерно бьется его всеобъемлющее сердце, вобравшее в себя всю боль страждущих, исполненное спокойного, но неутолимого гнева к мучителям и великой любви к людям. Он не даст обречь на новые муки человечество, им недавно спасенное... Слава Великому Сталину!» Со смертью Сталина погасли манящие горизонты, рассеялись сладостные иллюзии. Патриарх Алексий продолжал возглавлять Русскую Православную Церковь, а сменивший «Богоизбранного Вождя» «кукурузный шут», в старании построить к 80-м годам в СССР коммунизм, закрыл к 1965 г. свыше 10 тысяч — больше половины — действующих православных храмов (Якунин Г.П. В служении культу / Московская Патриархия и культ личности Сталина / На пути к свободе совести. М., 1989. С. 174-202). Примечания1) Временный патриарший священный синод — временный орган высшего церковного управления. Образован в 1927 г. Его деятельность была прекращена органами НКВД в 1936 г. под предлогом участия некоторых иерархов Русской Православной Церкви в «контрреволюционной и шпионской деятельности». Официально распущен в сентябре 1943 г. 2) Архиерейский собор — собрание архиереев поместной Православной Церкви, созываемое для решения наиболее важных вопросов церковно-административного и иного характера. Архиерейский собор, созванный в Москве 8 сентября 1943 г., избрал митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси и образовал при патриархе Синод, 3) Имеется в виду Поместный собор Русской Православной Церкви, созванный в феврале 1945 г. в связи со смертью патриарха Сергия. На соборе было принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которым Московская патриархия руководствовалась до 1988 г. 4) Г.П. Якунин (р. 1934 г.) — государственный деятель, священник. В 1958 г. поступил в Московскую духовную семинарию, но был исключен. Три года служил псаломщиком и алтарником. В 1962 г. рукоположен в г. Зарайске (Московская область). В 1965 г. Якунину воспретили служить священником (за открытое письмо патриарху Алексию против конформизма церковной иерархии). В 1979 г. осужден по статье «антисоветская агитация и пропаганда». Освобожден в 1987 г. С 1990 г. — депутат Верховного Совета Российской Федерации. В октябре 1993 г. лишен сана за отказ прекратить политическую деятельность. Г. Якунин — автор книги «В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина). На пути к свободе совести» (М., 1989). 5) Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) (1877-1961) — архиепископ; хирург, писатель. Окончил медицинский факультет Киевского университета. Участник русско-японской войны (врач). С 1921 г. — священнослужитель. В 1923 г. арестован: в ссылке в Сибири и Туркестане до 1926 г. В 1930-1933 гг. — в ссылке в Архангельске. В 1937-1941 гг. вновь в тюрьме и ссылке. С 1943 г.— архиепископ Красноярский, член Святейшего Синода. В годы войны — главный хирург военного госпиталя в Красноярске. С 1946 г. — архиепископ Крымский. Автор многочисленных научных трудов, нескольких книг по религии, мемуаров. Лауреат Сталинской премии по медицине. 6) Из опубликованных недавно документов (публикация «Политбюро и церковь» в журнале «Новый мир», 1994, № 8) видно, что Сталин, наряду с Лениным и Троцким, был за самое жестокое решение в церковных делах, голосуя в Политбюро вместе с ними против отмены приговора о расстреле священников («попов»). Позднее в беседе с первой американской рабочей делегацией (9 сентября 1927 г.), отвечая на вопросы об отношении компартии к религии, Сталин говорил: «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». 7) Филофей (XVI в.) — игумен Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря. В своих сочинениях («посланиях») впервые развивает теорию о Москве как третьем Риме, хранителе православия. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000, с. 45-49. Вернуться на главную страницу Алексия I
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |