Акулов Иван Иванович |
|
1920-2004 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Иванович Акулов
С любовью к родной землеКогда работники библиотеки имени В. Г. Белинского предложили мне написать о писателе Иване Акулове, сразу же нахлынули добрые воспоминания. Вот сидим мы с ним в тесноватом редакторском кабинете журнала "Уральский следопыт", который он возглавлял лет десять-одиннадцать, а точнее — с 1966 г. по 1975-й. Нам есть о чем поговорить. Мы — ровесники, оба хлебнули фронтового лиха по самую завязку. Иван Иванович прошел путь от солдата до командира батальона, дважды был ранен. И он, и я закончили войну в Восточной Пруссии. И родословная у нас одна - крестьянская. Говорит он быстро, жестикулируя. О своей деревне Уросовая, что в Свердловской области: "В этой деревне я и рожден 9 сентября 1922 г.", — на минутку замолкает, потом раздумчиво продолжает: "И земля мне родная, и люди тоже — работящие, душевные"... Вернувшись с фронта, Иван Иванович взялся за перо. И не о войне он начал писать, а о своих земляках - с любовью и восхищением. И жесткой правдой. Такой уж у него характер: без правды ни на шаг. Достаточно перечитать его первые рассказы, чтобы убедиться в этом. Но особенно глубоко проникает Иван Акулов в жизнь и труд уральских хлеборобов в многоплановом романе "В вечном долгу". Всю душу выкладывает он, изображая своих трудолюбивых земляков; душу, окрыленную строгой любовью к ним и их нелегким судьбам. А потом — в 1966 г. выходит его роман "Крещение". Это уже о войне. Герои романа высоко нравственные люди, отдающие все силы и саму жизнь за Отечество. Но автор и здесь верен суровой правде. Батальные сцены показаны во всей их жестокости: кроваво и исступленно, до последнего вздоха. Ради победы над коварным и ненавистным врагом. И хотя, события в книге заканчиваются весной 1942 г., читатель глубоко верит в эту нашу победу. Она, победа, живет в каждой строке романа. Особо хочется сказать о романе "Касьян Остудный". Это опять о крестьянстве. Ивана Акулова до самой смерти волновала сельская тема. Он всем сердцем переживал все то, что по воле "верхов" произошло с российской деревней. До сих пор мы не можем вытащить крестьянство из той пропасти, куда его столкнули. В романе все об этом расписано талантливо, живо с беспокойством и душевной болью. Книга как бы кричит на всю Россию: без крестьянского праведного труда и крестьянского хлеба страна не выберется из того тяжелого положения, в которое попала. Во весь голос кричит. Роман пророческий. Но, как известно, не слушают пророков в родном Отечестве... В 1980 г. Иван Акулов за свое высоко талантливое творчество был удостоен Государственной премией России имени А. М. Горького. Последние годы он жил в столице. Был ли писатель счастлив там, я не могу сказать с точностью. Но при наших редких встречах в Москве, мне казалось, что не очень. Может, от военных невзгод раньше времени остановилось его сердце. И, может, еще и тоска по родному Уралу тому виной. Думаю, что так оно и есть. Ивану Ивановичу Акулову, замечательному писателю и человеку, в 2002 г. исполнилось бы восемьдесят. Храни Бог память о нем. В. Т. Станцев.
Акулов Иван Иванович (15.09.1922–25.12.1988), писатель. Родился на Урале в д. Урусово Ирбитского р-на в крестьянской семье. Учился в пединституте. Работал учителем в сельской школе, потом в газете «Уральский рабочий». Участвовал в Великой Отечественной войне, был трижды ранен. Начал воевать рядовым, закончил майором. После войны закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. В к. 60-х купил себе дачу в пос. Семхоз близ Сергиева Посада и сразу влился в литературный патриотический отряд «Радонежцы». Перу Акулова принадлежат романы «В вечном долгу», «Крещение», «Касьян Остудный», «Не ошибись, милуя». Два последних написаны в Семхозе. Среди многочисленных художественных произведений о Великой Отечественной войне роман Акулова «Крещение» выделяется той неподкупной объективной правдой, в которой как в монолите соединено трагическое и героическое. Такое мог создать только одаренный художник слова, лично прошедший через шквал огня и металла, через окропленные кровью морозные снега, не однажды видевший смерть в лицо. Значимость и силу роману «Крещение» придает не только событийная правда, но и классическая художественность, богатство русского народного языка, объемность и разнообразие созданных характеров и образов. Его персонажи, как рядовые, так и офицеры, высвечены ярким светом, проникающим в их психологию и духовный мир. Все это в равной степени относится и к роману Акулова «Касьян Остудный», написанному следом за «Крещением». В романе «Касьян Остудный» писатель поднимает глубинные пласты советской действительности, положение русской деревни в драматический период ее жизни – переломный этап коллективизации. Акулова не смущает шолоховская «Поднятая целина» и др. книги, посвященные коллективизации. У него свой взгляд, своя арена событий – Сибирь. Акулов исследует жизнь и психологию различных характеров, их поступки, дела и мысли. И каждый персонаж – это личность, выписанная тонкой кистью художника слова. У Акулова нет карикатурных, поверхностных персонажей, будь то делец и карьерист, или честный, порядочный гражданин. Персонажи его романа живые, со всеми своими слабостями и достоинствами. В создании характеров Акулов большой мастер. Он серьезный аналитик и в описании событий, художник широкого мышления. Он русский писатель-патриот, обратившийся в своем творчестве к фундаментальным темам истории русского народа. Шевцов И. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Писатель XX векаАкулов Иван Иванович [7.9.1922, д.Уросово близ Туринска Свердловской обл.— 25.12.1988, Москва] — прозаик. Родился в крестьянской семье. После окончания школы учился в сельскохозяйственном техникуме. В 1942 окончил военное пехотное училище и до самого конца Великой Отечественной войны находился на фронте. Дважды был ранен. День Победы встретил в Кенигсберге. «Мое начальство хотело, чтобы я поехал учиться в военную академию,— вспоминал писатель,— но я уже неисцелимо болел литературой и тайно мечтал писать <...> думалось, раз я вышел живым из этой смертной купели — мне есть о чем рассказать...» (Сергованцев Н.— С.9). Демобилизовавшись из армии, Акулов поступил на филологический факультет Свердловского педагогагогического института. После его окончания (1950) работал учителем, директором средней школы, заведующим сельскохозяйственным отделом в газете «Уральский рабочий», в журнале «Урал» (1962). Дебютировал повестью «Двумя дорогами» (1958), в которой угадываются литературные поветрия тех лет (обязательное противопоставление положительного и отрицательного героев). Иван Стрепетов, получивший на фронте увечье (потерял кисти обеих рук), ставшее источником его отчуждения от людей, возвращается из города в родную деревню. Председатель колхоза устраивает его на звероферму (раньше туда инвалидов не брали). Антипод Стрепетова — Тихон Мясов, тоже инвалид,— избрал иной путь. Запутавшийся в легкой жизни, пытавшийся убить Ивана, он бежал от совершенного преступления и погиб в тайге. Изначально заданная схема развития сюжета повести помешала Акулову полнокровно развернуть характеры и жизненные обстоятельства. Между тем раздумья Акулова о послевоенном колхозном устройстве, интерес к крестьянской тематике определили направленность дальнейших его творческих поисков. Повесть Акулова «Варнак» (1962), полемически направленную против романтизации молодого героя, бежавшего из столицы в сибирскую глушь, отличает полууголовная и таежная экзотика (влияние Д. Мамина-Сибиряка и В.Шишкова). Внимание Акулова сосредоточено на становлении в трудных жизненных обстоятельствах незаурядной натуры Петра Сторожева (голодное военное детство, раннее сиротство, учеба в городе, работа). Повесть «Варнак» обнаруживала меткие наблюдения над миром уральской жизни. Вс.Иванов писал Акулову: «Вы тонкий бытописатель, хорошо чувствуете своих героев, слышите и умеете подавать живую речь, хорошо увидеть вроде бы мелкие детали, но они под Вашим пером обретают особый свет, особое звучание и помогают нам, читателям, легко войти в мир Ваших героев». Обращая внимание на просчеты, Вс.Иванов советовал: «...не делите сразу людей на заведомо плохих и хороших. Родимся мы людьми, а человеком нас делает среда» (Там же. С.18). Интерес к социальной проблематике проявился в «аграрно-производственном» романе «В вечном долгу» (1961-65), посвященном теме переустройства сельского хозяйства в послевоенной уральской деревне. В этом произведении, по словам автора, «идет неумолкаемый спор о севооборотах и семенах, о зяби и трудоднях, но это всего лишь исходный материал для создания и столкновения человеческих характеров» (Там же. С.19). В обостренном восприятии социально-нравственных конфликтов времени Акулов шел вслед за В.Овечкиным, развивая при этом свою эпическую манеру письма. Роман «В вечном долгу» взывал к чувству хозяина на земле, напоминал о вечном долге людей перед землей-кормилицей и русской деревней: «Мы не имеем права только брать, иначе мы, как гусеница, опадем вместе с изъеденным листом <...> Любая деревенька <...> рубилась мужиками по законам земли и времени <...> она своей натруженной и щедрой рукой кладет на наш стол кусочек хлеба. Она всегда была и есть частица великой России <...> Мне не терпелось спеть величальную песню малому проселку, тихой моей родине» (Там же. С.19). Роман «В вечном долгу» открыл Акулов дорогу к его главным книгам о русском крестьянстве — романам «Крещение» (1975) и «Касьян остудный» (1965-79). Биографический в своей основе роман «Крещение», посвященный событиям первого года войны, воспринимается как живой документ, написанный чудом уцелевшим участником событий. 1 -я часть его была опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1969, 2-я — в 1971, 3-я, завершающая,— в 1975. Роман Акулов оказался практически обойденным вниманием критики (такая же участь постигнет в дальнейшем и роман «Касьян остудный»). По мнению Акулов Ланщикова, причина этого состояла в том, что «к моменту выхода романа <...> критика устала спорить о минувшей войне и литературе о ней» (Ланщиков А. — С.178-179). В первых двух частях романа охватываются события начальных дней войны и до апр. 1942. 3-я часть посвящена исследованию причин провала наступления на участке Южного фронта. Хотя действие в романе переносится в расположение штабов, дивизий, фронтов и даже в Ставку Верховного Главнокомандующего, «Крещение» — книга о рядовых участниках войны, «шинельной массе». «Меня мало заботила внешняя сторона боевых действий...— говорил Акулов — Мне нужно было показать истоки народного подвига, которые скрыты <...> в самой природе русского характера <...> проникнуть в душевный мир моих героев, найти психологическое объяснение поступков и вскрыть психологию самих поступков...» (Там же. С.52-53). Война в романе дана через мировосприятие крестьянина, обобщенное представление о котором складывается в книге из множества судеб и характеров (Охватов, Малков, Урусов, Клепиков, Минаков и др.). В 1980 за роман «Крещение» Акулов была присуждена Государственная премия РСФСР им. М.Горького. Наиболее ярко эпический талант Акулов раскрылся в многоплановом социально-исследовательском романе «Касьян остудный», где дана масштабная картина кануна коллективизации в уральской деревне (распад старого жизненного уклада, процессы осереднения крестьянских хозяйств, социальная междоусобица), показаны первые шаги колхозного строя (этому посвящена 3-я часть книги, начинающаяся с сенокосной поры 1930, когда действует созданный зимой колхоз и лишь единоличные хозяйства упорствуют). Значительное место в романе уделено анализу перегибов, их причин. Акулов обращается к материалам партийных дискуссий по крестьянскому вопросу, показаны действия отдельных представителей левой оппозиции и их подручных на местах. (Районом в романе руководит гордящийся своим некрестьянским происхождением «левак-загибщик» Борис Мошкин, который любое пререкание с собой воспринимает как социальное вредительство; в сельсовете сидит недалекий, малограмотный Егор Бедулев, примитивно понимающий задачи коллективизации.) Перегибы явились причиной смерти Семёна Оглоблина, Федота Кадушкина, сломали судьбы Ржанова, Якова Умнова, Зотея Сибирцева. Акулов проводит в романе мысль, что, несмотря на перегибы, жестокость, большинство крестьян в 1920-е поддерживало аграрные начинания советской власти (сознательное отношение к коллективизации в романе проявляют Влас, Струев и Баландин — люди, становившиеся авангардом колхозного движения). Одна из сокровенных мыслей «Касьяна остудного» связана с образом Харитона Кадушкина, заочно приговоренного активом бедноты к выселению и тайно бежавшего из деревни на строительство уральского завода-гиганта. Это особый тип крестьянина-земледельца, который, выбившись при советской власти из бедноты, стремился увеличить посев, нанимал рабочую силу. Жесткие меры притеснения против таких крестьян (их зачисляли в кулаки и ссылали) побуждали их оставлять деревни, уходить в города или куда глаза глядят. Эти процессы дали начало будущему мужицкому исходу с земли. «Касьян остудный» — произведение о взаимоотношениях крестьянина с землей-кормилицей, сокровенной связи с ней. Мастерство А.-художника проявилось в создании колоритных, запоминающихся крестьянских характеров, в описании ярких картин природы, воспринятых цепким глазом мужика-земледельца, соотнесенных с его думами, тревогами, надеждами. Ф.А.Абрамов писал Акулову: «Могучую книгу Вы написали, Иван Иванович! Так о русской деревне на ее великом рубеже еще никто до Вас не писал...» (Сергованцев Н.— С. 172). В центре последнего романа Акулова «Ошибись, милуя», опубликованного в 1987 в журнале «Москва» (№1-3),— русская деревня начала века, ломка сельской общины, многие века державшей на себе крестьянский мир. Акулов размышляет о сущности общины, ее исторической роли в формировании народной духовности и нравственности, пытается понять, почему с ее крушением оказалось возможным социальное расслоение, человеческая озлобленность и отчужденность. «Роман "Ошибись, милуя",— отмечал Э.Володин,— не оставляет сомнения в неоднозначности уничтожения общины. Крушение общины всем ходом повествования взывает к возрождению ее в новых социальных условиях, в новых экономических основаниях» (Дон. 1988. №1. С.169). Акулов показывает, что сельская община была формой защиты крестьянина от эксплуатации, была условием сохранения взаимопомощи, нравственного воспитания, крепости народных традиций, носительницей народной нравственности. Не избежав некоторой идеализации сельской общины, Акулов убедительно показал, что в ней — истоки русского национального характера, особенностей национально-исторической жизни России. Сохраняя верность жанру романа, своей неторопливой эпической манере письма, Акулов вместе с тем работал и в жанре рассказа. Лучшие из них собраны писателем в сб. «Нечаянное счастье» (1982). Акулов является автором пьесы «Медвежий угол». В центре этого произведения — многосторонние проблемы современного человека, обращенные к его личности, его добродетелям и порокам. В. Н.Запевалов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 34-36.
Далее читайте:Валентин СОРОКИН. Вечный порог [О творчестве Ивана Акулова. Глава из книги "Благодарение" ] Валентин СОРОКИН. Без друга. 26.10.2010 Сочинения:Избранные сочинения: В 3-х т. / Вступ. ст. Б. Можаева. — М.: Современник, 1982-1984. Касьян остудный: Роман. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. — 688 с. — (Урал. б-ка). То же. — М. : Современник, 1978. — 480 с. — Рец.: Мыльников Н. В нелегком году // Урал. рабочий. — 1980. — 24 апр. В вечном долгу: Роман. — М.: Современник, 1977. — 368 с. — (Б-ка рос. романа). Крещение: Роман: В 3 ч. — М.: Сов. Россия, 1976. — 624 с. — (Подвиг). Земная твердь: Повесть. — М.: Современник, 1974. — 367 с. Нечаянное счастье: рассказы / вступ. статья В.Чалмаева. М., 1982; Ошибись, милуя. М., 1987; Скорая развязка: повести и рассказы. М., 1989. [Иван Акулов] // Литература Урала: Очерки и портреты: Кн. для учителя / Науч. ред. Н. Л. Лейдерман. — Екатеринбург, 1998. — С. 324-326. Литература:Можаев Б. Оставленные в наследство заветы: Проза И.Акулова // Наш современник. 1982. №5. С.181-187; Филиппович А. Слово об учителе: К 60-летию И.Акулова // Урал. 1982. №9. С.162-165; Сергованцев Н. Иван Акулов. М., 1986; Шагалов А.А. Уроки ответственности: Подвиг как исполненный долг в современной прозе о Великой Отечественной войне. М., 1986. С.21-61; Володин Э. На чем стоит мир: Заметки о прозе И.Акулова // Дон. 1988. №1. С.167-189; Леонов Б.А. Утверждение. М., 1988. С.266-278; Пайщиков А. Очевидность минувшего // Пайщиков А. Избранное. М., 1989. С.178-193; Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов. М., 1989. С.128-130; Виноградов Л. Перечитать Акулова... // Литературная газета. 2002. 4-10 сент. С.10. Лейдерман Н. Л. [К 70-летию писателя И. Акулова] // Урал. — 1992. — N 10. — С. 174-175. Лауреаты Государственных премий РСФСР: [1980 г. Среди др. — И. И. Акулов за роман "Крещение"] // Лит. газ. —1980. — 24 дек. — С. 3. Акулов Иван Иванович // Шмаков А. А., Шмакова Т. А. Урал литературный: Крат. биобиблиогр. словарь. — Челябинск, 1988. — С. 9-10. И. И. Акулов// Писатели Среднего Урала: Биобиблиогр. указ. / В. Т. Анашкина. — Свердловск, 1965. — С. 13-14.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |