Аксаков Константин Сергеевич |
|
1817-1860 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Сергеевич Аксаков
Аксаков Константин Сергеевич (29.III.1817 - 7.XII.1860) - русский литератор и историк, славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Входил в кружок Н. В. Станкевича и был гегельянцем. Около 1840 года вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 40-50-х годах одним из наиболее видных славянофилов. Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах - "Об основных началах русской истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию, опиравшуюся на романтическо-идеалистические идеи славянофильства, Аксаков противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Требования изучения внутренней жизни народа, его быта, культуры имели положительное значение, но понимание народа у Аксакова не выходило за пределы консервативно-романтической философии славянофилов. Публицистические выступления Аксакова (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публика - народ", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно "Свободное слово", 1853) содержали требования отмены крепостного права и некоторых либерально-буржуазных преобразований. Аксаков выступал также как литературный критик. С. С. Дмитриев. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Сочинения: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1861-80 (т. 1 - Соч. ист., 2 изд., М., 1889); Соч., т. 1, под ред. Е. А. Ляцкого, (П.), 1915 (самое полн. собр. стихотворений А.). Литература: Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; его же, Рус. общественность и семисотлетие Москвы, в сб.: ИЗ, кн. 36, 1951; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Венгеров С. A., Передовой боец славянофильства Константин Аксаков, СПБ, 1912; Костомаров Н. И., О значении критических трудов Константина Аксакова по рус. истории, СПБ, 1861. Вернуться на главную страницу К.С. Аксакова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |