Аксаков Константин Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аксаков Константин Сергеевич

1817-1860

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Константин Сергеевич Аксаков

Аксаков К.С.

Аксаков, Константин Сергеевич (29.03.1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. — 07.12.1860, о. Занте, Греция) — публицист, литературный критик и поэт, историк и лингвист, идеолог славянофильства. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Во время учебы на словесном отделении Московского университета (1832–1835) входил в кружок Н. В. Станкевича и сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным и А. С. Хомяковым. Стал одним из лидеров московского кружка славянофилов. С 1832 года сотрудничал в московских журналах «Московский наблюдатель» и «Москвитянин», а с середины 1840-х годов — участник всех литературно-издательских предприятий славянофилов. С 1857 года негласный редактор газеты «Молва». В основе его исторической концепции лежало признание исключительности России. Обращаясь к исследованиям национального фольклора, литературных и исторических памятников, Аксаков отмечал отсутствие развитого родового строя и решающую роль семейно-общинных отношений у древних славян. Также он критиковал петровские реформы как прервавшие развитие русского общества и нарушившие традицию взаимоотношений народа и власти. Общественно-политические воззрения Аксакова были сформулированы в статье «Голос из Москвы» (1848), написанной под влиянием революции в Европе. Осуждая революцию и признавая ее «чуждость» России, Аксаков подчеркивал второстепенное значение для русского народа политических и государственных отношений. По его убеждению, подлинные интересы народа всецело лежат в духовно-религиозной области. Считал идеальной формой государственной власти православную самодержавную монархию. Для него республика — «самая вредная форма правления», а конституция — «осуществленная ложь и лицемерие». Наиболее удачную форму сотрудничества государства и народа усматривал в земских соборах. В то же время резко критиковал ситуацию в России, коррупцию чиновников и крепостное право. Значительная часть наследия Аксакова посвящена русской литературе. Главным критерием оценки художественного творчества признавал «народность». Писал драмы и стихи.

Л. А. Цыганова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 217-218.

Литература:

Аксаков К. С. Полн. собр. соч. Т. 1–3. М., 1861,1875,1880; Венгеров С. А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков // Собр. соч. Т. 3. СПб., 1912; Кораблев В. К. Константин Аксаков. СПб., 1911. Осповат А. Л. К характеристике исторического мышления К. Аксакова // Труды по знаковым системам. Т. 22. Тарту, 1988.


Вернуться на главную страницу К.С. Аксакова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС