Актон, Джон Эмерик Эдвард Дальберг |
|
1834-1902 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джон Эмерик Эдвард Дальберг АктонАктон, Эктон (Acton), Джон Эмерик Эдуард Дальберг (Dalberg) (10.I.1834-19.VI.1902), - английский либеральный историк и политический деятель. В 1859 году был избран в парламент, с 1869 года - лорд. С 1895 года - профессор новой истории в Кембриджском университете. Идеалист по мировоззрению, ревностный католик, Актон считал главным в историческом процессе развитие идей, основанных на религиозном веровании. Актон - защитник конституционной монархии и умеренных реформ (выступал за введение гомруля для Ирландии). Автор многих работ по различным проблемам средневековья и новой истории, печатавшихся в периодических изданиях и объединенных впоследствии в сборнике "История свободы и другие этюды" ("History of freedom and other essays", 1907), "Исторические этюды и исследования" ("Historical essays and studies", 1907), "Свобода и власть" ("Essays on freedom and power", 1956), "Церковь и государство" ("Essays on church and state", 1953). Разработал план "Кембриджской новой истории" ("The Cambridge modern history"), 1-й том которой вышел в свет в 1903 году. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Литература: Himmelfarb G., Lord Acton. A study in conscience and politics, L., 1952; Butterfield H., Lord Acton, (L.), 1948; Kochan L., Acton on history, L., 1954. Актон, Джон Эмерик Эдвард Дальберг, барон (англ. Acton, John Emerich Edward Dalberg) (10.01.1834–19.06.1902) — английский либеральный историк. Так как семья Актона принадлежала к высшей английской аристократии католического вероисповедания, Актон обучался до 1848 года в Оскотте у д-ра Вайзмана (впоследствии кардинала), затем в Мюнхене у Йогана фон Доллингера. Уже тогда Актон проявил большой интерес к истории не только как науке, но как инструменту для понимания законов общественного устройства. К 20 годам Актон имел уже вполне четкое мировоззрение, в основе которого лежало 3 основных положения, определившие строй всех его последующих работ. 1) Политика стремится к компромиссу, а общество — к справедливости. Главная задача любого правительства — разрешить это противоречие так, чтобы политический компромисс был максимально приближен к потребностям общества. Ему не давал покоя вопрос, справедливо ли высказывание древнегреческого философа Хрисиппа о том, что в политике невозможно одновременно угодить и богам, и людям. Предметом особого внимания Актона была истина. Для него было неприемлемо, что политики могут говорить откровенную ложь, оправдывая себя тем, что она служит интересам государства. Призыв к открытому государству был для Актона основополагающим моментом в поисках нравственной системы управления. 2) Следует постоянно бороться за свободу – государственную и церковную. Переживающие кризис государства сосредоточивают в своих руках все больше власти, причем эта жажда власти возрастает до тех пор, пока власть центра не становится абсолютистским режимом полицейского государства. А. принадлежит известная фраза, выразившая его научное и нравственное кредо: «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». В вопросах религии Актон также отличался либерализмом и приверженностью идее терпимости, причем его усилия были направлены в основном на то, чтобы убедить современных ему католиков в правоте либеральных идей. 3) Утверждение высшей ценности личности. Признавая, что соблюдение властью священных прав личности может иногда противоречить интересам государства и что при определенных условиях может быть создана благоприятная почва для тирании большинства, Актон тем не менее считал законность прав человека необходимой основой всякого нравственного государства. Поэтому всеобщее уважение нравственных принципов должно, считал он, обязательно утвердиться и в демократическом обществе, если ему суждено устоять. Актон был дружен со многими выдающимися историками своего времени — А. де Токвилем, Ш. Монталамбером. Фюстелем де Куланжем, И. К. Блунчли. Г. фон Зибелем и Л. фон Ранке. Актон поддерживал Л. фон Ранке в вопросе о полном беспристрастии в истории. В историческом тексте историк должен отсутствовать. Тогда можно будет достичь того состояния непредвзятости, при которой представители двух во всем противоположных точек зрения, образования и культурных основ полностью сойдутся в своем суждении об исторической личности: христианин и язычник в одних и тех же словах опишут вам Лютера, патриот француз и патриот немец — Наполеона. На деле Актон понимал недостижимость этого идеала. Живое пристрастно. Само беспристрастие чаще всего заявляет о себе как страсть. Но это — идеал, к которому надо стремиться, помня о его неосуществимости. В 1859 году Актон был избран в парламент, но политическая карьера Актона не состоялась. Его влияние на политику было косвенным — лидер викторианских вигов, премьер-министр Уильям Гладстон ценил мнение Актона как историка и либерала. В 1869 году по представлению Гладстона Актон получил от королевы Виктории титул барона. В 1895 году Актон становится профессором по королевскому назначению (Regius Professor) Кембриджского университета по курсу Новой истории и остается им до своей смерти в 1902 году. При жизни Актон не издал ни одной книги. Он выработал особую форму исторического труда: лекцию-эссе. Из таких текстов его ученики и последователи составили в начале XX в. несколько книг, изданы посмертно: «History of Freedom and other Essays», 1907; «Historical Essays and Studies», 1907; «Essays on Church and State», 1953; «Essays on Freedom and Power», 1956. Е. А. Доброва. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 223-224. Далее читайте:Историки (биографический справочник). Исторические лица Англии (биографический справочник) Литература:Лорд Актон. Очерки становления свободы. Перевод Юрия Колкера; под ред. А. Бабича. Предисловие Оуэна Чадвика. London, 1992; Юрий Колкер. Лорд Актон: Свобода и нравственность. 1992; Encyclopedia Britannica, 1911. Himmelfarb G., Lord Acton. A study in conscience and politics, L., 1952; Butterfield H., Lord Acton, (L.), 1948; Kochan L., Acton on history, L., 1954.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |