Абеляр Пьер |
|
1079-1142 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пьер Абеляр
Абеляр (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, теолог и поэт. Учился у Росцелина и Гильома из Шамио. В 1113 году открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119). Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, Абеляр сформулировал собственное учение, воспроизводящее некоторые черты аристотелевой концепции и получившее название концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отдельных свойств вещей; В основе знания лежит чувственное восприятие; в акте чувственного созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божественном уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логическую законность общих понятий, Абеляр должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования). В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»), у Абеляра разум частично обособляется от веры и становится её предварительным условием («понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церковные таинства, не подлежат предварительному разумному осмыслению, однако авторитет церковного предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логический анализ догматических положений в сочинения Абеляра в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Теологическое сочинение Абеляра дважды осуждались католической церковью — на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140). В центре этики Абеляра — вопрос о сущности греха, который он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божественной воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у абеляра также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравственный закон религиозной жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, Абеляр выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравственной вины относится им только к сфере человеческой деятельности и знания. Абеляр — один из основателей схоластического метода [сочинение «Да и нет» («Sie et non»)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений по какому-либо вопросу. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V. Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Münster, 1919—33; в рус. пер.— История моих бедствий, М., 1959. Литература: Гаусpат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Φ е-дотов Г. П., А., П., 1924; RemusatCh. de, Abelard, sä vie, sä Philosophie et sä theologie, nouy. ed., v. 1—2, P., 1855; O t t a v i a n o C., Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma, 1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard, P., 1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T., Introduziöne a Abelardo, Roma, 1974. Вернуться на главную страницу Абеляра
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |