Абай Кунанбаев
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Абай Кунанбаев

1845-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Абай Кунанбаев

Памятник Абаю в Москве на Чистопрудном бульваре.

Абай (Кунанбаев) (1845/1904) — основоположник классической сидской, арабской и национальной литературы Казахстана. Абай первоначально боролся против присоединения его народа к Российской империи, однако со временем изменил свои взгляды. Абай был знатоком казахской, русской, турецкой литературы. Он перевел на казахский язык «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, стихи М.Ю. Лермонтова.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 4.

Абай Кунанбаев (29.VII(10.VIII). 1845 - 23.VI(6.VII). 1904) - казахский поэт-просветитель, общественнный деятель, основоположник казахской литературы. Родился в Чингизских горах (ныне село Караул Семипалатинской области) в семье старшины рода Тобыкты. Учился в Семипалатинске в медресе и приходском училище (1858-1859). В Семипалатинске сблизился с русскими политическими ссыльными - учеником Чернышевского Е. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и др. Под их влиянием занялся самообразованием, изучил передовую русскую литературу, в том числе произведения В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, и стал ее пропагандистом в Казахстане. Считал себя учеником Л. Н. Толстого и М. E. Салтыкова (Щедрина). В поэтических произведениях и написанных в прозе "назиданиях" Абай Кунанбаев пропагандировал просветительские и демократические идеи. Выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия, родовой разобщенности, междоусобиц, против бесправия женщин, неравных браков. Единственный путь к новой жизни Абай Кунанбаев видел в просвещении народа. В противовес мусульманским вероучениям, был сторонником духовного раскрепощения человека. Только "разум, наука, воля, совесть", по мнению Абая Кунанбаева, возвышают человека. Материалистические догадки и стихийно-диалектические мысли о непрерывном изменении мира переплетаются в произведениях Абая Кунанбаева с верой в бога как в первопричину мира. Важнейшим средством просвещения народа считал литературу, от которой требовал сочетания "мастерства и правды". Произведения Абая Кунанбаева способствовали формированию новых общественно-нравственных понятий, новых художественных вкусов. При жизни Абая Кунанбаева его труды распространялись устно. Впервые изданы на казахском языке в 1909 году в Петербурге. В советское время вышло полное собрание сочинений Абая Кунанбаева.

М. С. Сильченко. Алма-Ата.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Шыгармаларынын, еки томдык, толык, жыйнагы, т. 1-2, Алматы, 1957; в рус. пер. - Собр. соч., М., 1954; Избранное, Алма-Ата, 1958.

Литература: Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб.: Мысли разных лет, Алма-Ата, 1959; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Сильченко М. С., Творч. биография Абая, Алма-Ата, 1957.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (казах. Абай, ИбраЬим Кунанбайулы) (29.07/10.08.1845, долина Каскабулак в Чингизских горах Семипалатинской обл. — 23.06/06.07/1904) — великий казахский поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник современной казахской письменной литературы и казахского литературного языка, просветитель и философ, реформатор, который действовал в духе сближения с русской и европейской литературой на основе просвещенного, либерального ислама. Родился в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева. В поэтических произведениях, созданных в 1882-1886 годы, Абай Кунанбаев обращался к социально-общественным, морально-этическим проблемам казахского общества. Абай Кунанбаев протестует против обычаев и устоев того времени, призывая выйти на «верный путь» цивилизационного развития. Стихи Абая Кунанбаева «О казахи, мой бедный народ» и др. пронизаны глубоким философским смыслом. Абай Кунанбаев воспевал женщину-мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихах «Кезiмнiн карасы» и др. воспевается сила любви и красота женщины. В произведениях А. К. взаимосвязаны элементы пейзажной, любовной лирики с философией. В 1887 году написаны поэмы «Масгуд» и «Искандер». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы. Значителен вклад Абая Кунанбаева в развитие художественной прозы и общественной мысли и музыкальной литературы. Абай Кунанбаев автор 45 «Слов назидания», многообразных по тематике, основная идея которых — вера в торжество идеалов. Абай Кунанбаев перевел на казахский язык произведения русских и зарубежных классиков. Заслугой Абая Кунанбаева стала его борьба за популяризацию русской литературы и укрепление связей казахского и русского народов. Произведения Абая Кунанбаева переведены на многие языки мира. Создан международный Фонд имени Абая Кунанбаева, под эгидой которого проводятся Дни творчества просветителя во многих зарубежных государствах.

С. Ф. Мажитов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 12-13.

Абай Кунанбаев [29 VII (10 VIII) 1845, Чингизские горы, ныне Абайский район Семипалатинской области — 23 VI (6 VII) 1904, там же] — казахский поэт-просветитель и композитор. Поэтическое творчество и мировоззрение Абая Кунанбаева сформировались под воздействием передовой русской литературы, классической литературы Востока, казахского фольклора. Абай Кунанбаев пропагандировал среди казахского народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и других русских писателей, сочинял мелодии к их произведениям. Музыка Абая Кунанбаева сочетает интонации казахского и русского мелоса.

Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни Абая Кунанбаева, исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920—1925), начиная с 30-х годов — Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Некоторые песни Абая Кунанбаева использованы в произведения Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произв. Абая Кунанбаева — лирические песни «Айттым сэлем, каламкас» («Красавица, привет тебе») и «Желсиз тунде жарык ай» («На воде, как челнок, луна»), назидательная «Атаанага коз куаныш» («Отца и матери услада»), сатирические «Бойы булган» («Хвастун, наглец»), трагическая «Ишим олген, сыртым сау» («Креплюсь, а в сердце боль и мрак») и др. Большой популярностью пользуются песни А. К. на стихи из «Письма Татьяны» («Амал жоккаиттым билдирмей») Пушкина, «Горные вершины» («Карангы тунде таукалгып») Лермонтова.

Б.Г. Ерзакович

Цитируется по изд.: Музыкальная энциклопедия. Том 1. А – ГОНГ. М., 1973, столб. 14-15.

Сочинения: Песни Абая Кунанбаева. Записи Л. Хамиди и Б. Ерзаковича, Соч. Абая Кунанбаева, т. 2, А.-А., 1940 (на казах. яз.); Музыкальное творчество Абая Кунанбаева, Этнография, сборник. Предисловие и муз. редакция Б. Г. Ерзаковича, статья В. П. Дерновой, А.-А., 1954 (на казах. и рус. яз.); Абай Кунанбаев. Песни дая голоса с фи. (и хора а капелла), А.-А., 1957; Песни на тексты Абая, А.-А., 1954.

Литература: Ауэзов М., Традиции русского реализма и казахская литература, «Дружба народов», 1949, № 2; Исмаилов Е., Об особенностях поэтики Абая, «Известия Казахского филиала Академии наук СССР. Серия языка и лит-ры», 1945, вып. 2;  Чумбалова Г., Песни Абая, в сб.: Музыкальная культура Казахстана. Сост. П. Аравин и Б. Ерзакович, А.-А., 1955; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Дернова В., Письмо Татьяны Абая Кунанбаева, «СМ», 1960, № 1.

Литература:

Ауэзов М. О. Пугь Абая. Алма-Ата, 1960. Т. 1-2;

Абай Кунанбаев. Лирика и поэмы. М., 1940;

Абай Кунанбаев. Собрание сочинений. М., 1954;

Маргулан А. X. Новые рукописи Абая // Вестник АН КазССР 1955. № 5;

Бисембаев К. Мировоззрение Абая Кунанбаева. А., 1956;

Гизатов Б. Абай и музыка. Алматы, 1995;

Абай Кунанбаев. Избранное. М., 2006;

Абай. Тридцать семь стихотворений. Алматы, 2006.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС